Утилизировать всё!

В новую госпрограмму утилизации техники, которую хочет разработать Минпромторг, кроме автомобилей могут войти суда и самолеты

Цена вопроса. 16

млрд руб. - примерно в такую сумму обошлась бюджету госпрограмма утилизации автомобилей, действовавшая в России в 2010-2011 гг.

Министр промышленности Денис Мантуров предлагает возобновить госпрограмму утилизации автомобилей, но в виде универсальной программы для разных отраслей, включая судостроение и авиапром, сообщил Минпромторг. «Механизм финансирования процесса утилизации планируется сделать возвратным. Мы намерены согласовать это с Минфином, чтобы такое решение было принято правительством не за счет бюджетных лимитов, как это часто бывает, а за счет дополнительных источников финансирования», - приводятся в сообщении слова Мантурова. Представитель Минпромторга дополнительной информации не предоставил. Госпрограмма утилизации автомобилей действовала в России в 2010-2011 гг.: при сдаче автомобиля в утиль владелец получал сертификат на скидку в 50 000 руб. .

Представитель Минфина на вопросы не ответил. С Минэкономразвития идея не обсуждалась, потребность в деньгах, в том числе бюджетных, не оценивалась, сказал представитель министерства. Предложения о создании программы в Минтранс пока не поступали, сообщил представитель министерства.

Возобновить госпрограмму утилизации автомобилей просили автопроизводители и главы нескольких регионов из-за падения рынка: в 2013 г. продажи легковых автомобилей и LCV, например, упали на 5% до 2,78 млн шт., в первом полугодии - на 7,6% до 1,23 млн шт., по данным АЕБ. Схема финансирования новой программы может включать как бюджетные, так и внебюджетные средства, сказал вчера один из участников консультаций. Частично это могут быть средства производителей, добавляет он. Программа должна быть как минимум трехлетней, чтобы усилить эффект, считает сотрудник одного из автозаводов. «Возобновление программы утилизации было бы важным и своевременным», - сказал представитель Renault.

«Программа утилизации сверхакутальна и для автопрома, и для авиапрома: парк техники устарел, а мощности отечественных заводов недозагружены», - комментирует вице-президент «Русских машин» Елена Матвеева. Вопрос о разработке программ по утилизации судов и авиационной техники поднимался не раз. Это было бы актуально для региональных авиаперевозок (средний возраст самолетов в этом сегменте - 35 лет) и для речных перевозок (средний возраст пассажирских и грузовых судов превышает 30 лет), говорит гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров. По его оценке, утилизация одного самолета или судна может стоить $15 000-30 000. Но большую часть расходов можно компенсировать за счет продажи комплектующих и металлолома, добавляет Бурмистров.

Совместить несколько отраслей в одной программе вряд ли получится, считает один из участников консультаций. Автомобиль, например, можно сделать за день, но судно строится год - получить новую технику сразу после сдачи старой не получится; инфраструктура для утилизации у каждой отрасли своя, добавляет он. Набор инструментов может отличаться в зависимости от отрасли, главное, что предполагается применить единый подход, сказал президент ОСК Алексей Рахманов: «Это будет правильная программа, поскольку поможет продвигать внутренний спрос». Главное, чтобы общий механизм не противоречил нормам ВТО, но при этом обеспечивал поддержку отечественных производителей, добавляет Бурмистров.