Тема недели: В Крым - через «К-телеком»?


В Крыму на этой неделе прошла спецоперация. Ее цель - съесть рыбку, не подавившись косточкой.

После того как Европа решила, что полеты «Добролета» в Крым «подрывают территориальную целостность Украины», стало понятно, что российским операторам связи, если они не хотят подавиться той самой косточкой, в Крыму делать нечего. Во всяком случае, напрямую.

До сих пор мобильные операторы, работающие в Крыму, делали это на основании украинских лицензий - и весь их трафик проходил через территорию Украины. Даже звонки внутри Крыма проходили через коммутаторы в Днепропетровске. Выход же в Крым российского оператора и подсоединение этой сети напрямую к российскому сегменту подразумевает отделение полуострова от номерного и частотного пространства Украины и присоединение к России. Что мировое сообщество, не признавшее расширение России, может тоже расценить как подрыв территориальной целостности Украины.

Неудивительно, что менеджеры российских операторов связи обычно отказываются говорить о планах в отношении Крыма. Однако их опасения входят в противоречие с интересами госорганов: Минкомсвязи нужно, чтобы население Крыма пользовалось российской связью, силовым ведомствам - чтобы их разговоры по мобильным телефонам не имели возможности прослушивать украинские коллеги, крымским властям - избавиться от украинских операторов.

Именно в таких условиях и началась спецоперация по запуску в Крыму нового оператора мобильной связи «К-телеком» (бренд Win Mobile). В воскресенье вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский сообщил, что «МТС-Украина» уходит из Крыма: 5 августа украинская компания собирается оставить полуостров без связи. По его прогнозам, ее сеть должна была выключаться постепенно, в течение 48 часов. В МТС разводили руками - уходить из Крыма не собираемся. А уже в понедельник министр связи Николай Никифоров запустил сеть «К-телекома», получившего в мае от российского регулятора те самые частоты в Крыму, на которых там работала МТС. По словам Никифорова, новая сеть также должна была включаться постепенно - в течение тех же 48 часов. На следующее утро, 5 августа, точно по прогнозу Полонского и обещанию Никифорова, сеть «МТС-Украина» постепенно начала уступать место «К-телекому».

По словам Никифорова, сеть «К-телекома» в Крыму состоит из 1500 базовых станций. Новая базовая станция стоит $30 000-50 000, плюс в сумму от $10 000 до $100 000 (в зависимости от сложности) обойдется ее установка. То есть строительство новой сети должно было стоить «К-телекому» не менее $60 млн. Сеть вышла мощная: вчера, по словам Никифорова, в ней было зарегистрировано уже более 1,1 млн абонентов - почти вдвое больше, чем обслуживала в Крыму «Киевстар» (около 0,6 млн абонентов на конец 2013 г.).

Дело в том, что «К-телеком» в одностороннем порядке открыл доступ к своей сети чужим абонентам. Российские абоненты подключатся к новой сети автоматически, а абонентам украинских компаний нужно выбрать сеть в ручном режиме, объяснял министр связи в понедельник. В самом деле, в контексте грозящих санкций было бы логично создать эдакую компанию-посредника с неизвестными владельцами, которая предоставляла бы в Крыму услуги сотовой связи и несла на себе риски попасть под санкции, а российские операторы имели бы с ним обычные роуминговые соглашения, и только.