«Ростех» ждет грузовиков

Правительство пока не отдало «Ростеху» контракт на сбор платы с тяжелых грузовиков. На создание системы остается чуть больше года
Андрей Махонин/ Ведомости

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт на прошлой неделе распорядился в очередной раз продлить конкурс по системе взимания платы с грузовиков (массой свыше 12 т). Приказ опубликован на сайте ведомства. Срок подачи конкурсных предложений продлен на 30 рабочих дней.

Конкурс был объявлен еще осенью прошлого года, на контракт было три претендента. Условием был опыт создания аналогичной системы, поэтому в каждый из консорциумов вошла иностранная компания. Но позже контракт заинтересовал и «Ростех», который предложил делать систему на основе российских технологий, компонентной базы и программного обеспечения. Информация о передвижении грузов не должна покидать пределы России, иначе пострадает национальная безопасность, убеждали сотрудники госкорпорации на совещаниях. Доводы показались правительству убедительными, и в начале июля вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий транспорт, поручил Минтрансу и Росавтодору подготовить проекты распоряжений об отмене конкурса и о назначении «Ростеха» единственным концессионером госкорпорации (копия протокола есть у «Ведомостей»).

Документы внесены в правительство, но пока не подписаны, утверждают два чиновника, курирующих инфраструктуру. Поэтому Росавтодор и вынужден формально продлить конкурс, объясняет один из них. «Ростех» ожидает, что распоряжение правительства будет подписано в ближайшее время, заявил на прошлой неделе представитель госкорпорации (цитата по ИТАР-ТАСС). Представитель Росавтодора отказалась комментировать причины очередного увеличения сроков. Представитель Дворковича на вопрос «Ведомостей» не ответила.

Росавтодор оценивал затраты на систему в 26 млрд руб., «Ростех» готов выполнить контракт всего за 18,2 млрд - т. е. снизить расходы на создание системы на 30%, следует из протокола. А на будущем эксплуатационном платеже государства (оно оплатит расходы на содержание системы и возместит инвестиции) госкорпорация экономить не готова. Росавтодор оценивал ежегодный платеж в 11 млрд руб., «Ростех» готов снизить его на 5%.

Система должна заработать с 15 ноября следующего года, она охватит все федеральные трассы (свыше 50 000 км), тариф согласно проекту постановления правительства составит 3,73 руб./км, сборы - около 50 млрд руб. в год. Деньги пойдут в федеральный дорожный фонд - и Минфин, и Росавтодор уже заложили такой источник доходов на 2016 г. По протоколу, «Ростех» обещал не срывать сроки. Ранее все участники конкурса в письмах к Росавтодору предупреждали: как показал международный опыт, минимальный реалистичный срок - полтора года, но на практике для обеспечения «нормального функционирования» требуется от трех до пяти лет.