Реджеп Тайип Эрдоган: Персона - Реджеп Тайип Эрдоган, избранный президент Турции

Первые прямые президентские выборы в Турции выиграл бессменный премьер-министр с авторитарным стилем управления, который может передать свой пост нынешнему президенту
Kiyoshi Ota/ Bloomberg

В воскресенье в Турции состоялись первые прямые президентские выборы. До внесения изменений в конституцию в 2007 г. глава государства с 1923 г. избирался парламентом. Изменения были приняты с подачи правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и ее лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, занимавшего пост премьер-министра с 2002 г. Он же стал победителем первого всенародного голосования по кандидатуре президента. Эрдоган получил поддержку чуть менее 52% избирателей, преодолев 50%-ный барьер, гарантирующий победу в первом туре. Кандидат от оппозиции Экмеледдин Ихсаноглу получил около 38%. Третий результат у сопредседателя прокурдской Партии демократии народов Селахаттина Демирташа - 9%. Явка на выборах составила 76%, всего в Турции были зарегистрированы 52 млн избирателей.

Турецкая Республика

Территория - 783 562 кв. км. Население (2013 г.) - 76,7 млн человек. Инфляция (июль 2014 г., в годовом выражении) - 9,3%. Безработица (апрель 2014 г.) - 9%. ВВП (по паритету покупательной способности, 2013 г.) - $820,2 млрд. Бюджет (2013 г.): доходы - $190,4 млрд, расходы - $207,9 млрд, дефицит - $17,5 млрд. Внешняя торговля (2013 г.): экспорт - $151,8 млрд, импорт - $251,7 млрд. Международные резервы (июнь 2014 г.) - $133,5 млрд. Внешний долг (I квартал 2014 г.) - $386,8 млрд.

«Без сомнения, сегодня победила новая Турция, великая Турция, лидирующая Турция», - заявил Эрдоган. «Давайте сегодня начнем новый период социального примирения и оставим старые дискуссии в старой Турции», - призвал он (цитаты по Euronews).

«Мы сейчас нация, которой восхищаются»

Победа на выборах президента - девятая по счету победа подряд для 60-летнего Эрдогана и его партии, включая референдумы и местные выборы, подсчитала WSJ. Она цементирует позиции Эрдогана как самого влиятельного турецкого политика со времен основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, пишет газета. Хотя, по мнению профессора ИМЭМО РАН Георгия Мирского, Эрдогана нельзя назвать хранителем ценностей Ататюрка, так как все, что он делает, - это возрождение исламских традиций, возрождение ислама как главной идеологической и политической силы в Турции. Главными задачами Ататюрка были создание светского государства, резкое сокращение роли религии, фактически сведение ислама к личному делу каждого человека, все реформы Ататюрка были направлены на создание государства светского типа, напоминает Мирский. «Особенность политики Эрдогана состоит в том, что он, категорически отвергая весь курс Ататюрка на создание светского государства западного типа, тем не менее учитывает, что Турция в значительной степени европеизировалась», - отмечает Мирский. По его мнению, прошлогодние протесты в Стамбуле на площади Таксим-Гези показали, что есть городская образованная публика, есть люди, которые, признавая ислам, все-таки склоняются в сторону Ататюрка, эти люди прозападные не в политическом смысле, но по своим ценностям и Эрдогану приходится учитывать их интересы.

С 1950-х в Турции удалось заложить демократическую традицию и сформировать политические институты - партии, функциональное правительство, живой парламент и хорошо работающие местные администрации, отмечает Синан Ульген, эксперт европейского Центра Карнеги в публикации в The National Interest. ПСР за 12 лет у власти (впервые в парламенте ПСР получила большинство в 2002 г.) также сделала немало: сократила политическое влияние военных, нормализовала отношения между гражданской властью и армией, был начат и продолжается процесс нормализации отношений с курдским меньшинством, отмечает Ульген.

В годы правления Эрдогана в стране шел экономический рост, напоминает он: доход на душу население вырос с $2500 до $10 000. Правительство Эрдогана постоянно работает над сокращением бедности и неравенства в доходах, инвестирует в социальные программы, хотя в определенной степени на руку правительству играла международная конъюнктура. Но если средний рост ВВП между 2002 г. и 2011 г. составлял 5,5%, в последние два года он упал до 3%. Чтобы привлечь инвесторов, новому правительству необходима видимая борьба с коррупцией и усиление верховенства закона, советует Ульген.

«Мы сейчас нация, которой восхищаются, а не нация, которая смотрит на европейские города и восхищается этими местами», - говорил Эрдоган на открытии скоростной железной дороги Анкара - Стамбул 25 июля. «Мы пообещали, мы тяжело потрудились. Мы пересекли горы и реки. Несмотря на все попытки саботажа, мы закончили линию», - сказал он на открытии. Скорость движения поездов - 250 км в час, поездка занимает 3,5 часа вместо прежних шести. Министерство транспорта в мае сообщило, что из-за саботажа - срезали с дороги 200 разных кабелей - открытие дороги будет отложено.

«Этот саботаж - предательство 77 млн наших жителей, которые годами ждали эту дорогу. Некоторые круги против открытия скоростных линий», - говорилось в пресс-релизе (цитаты по Yeni Safak).

В прошлом году Эрдоган открывал тоннель под Босфором в Стамбуле. Он также активно поддерживает строительство третьего моста через Босфор. Дорога стоила $4,25 млрд, 1,5 млрд пришли из Европы в виде грантов и займов. При этом поезд, на котором ехал Эрдоган, прибыл с опозданием из-за технических проблем.

«Мы хорошо помним, как страдали в оппозиции»

Эрдоган родился 26 февраля 1954 г. в семье работника береговой охраны. В 1965 г. Эрдоган окончил школу Пийале-Касымпаша, а в 1973 г. - религиозный лицей Имама-хатып, где выделялся своей набожностью. В 1981 г. Эрдоган окончил факультет экономики и коммерческих наук Университета Мармара. Но самым большим его увлечением был не бизнес, а спорт и политика. В 1969-1982 гг. он полупрофессионально играл в футбол, гласит его официальная биография. Политикой он стал заниматься в 1970-х гг. и дорос до руководителя молодежного крыла Партии национального спасения в Стамбуле. Но тут его карьера оборвалась - после военного переворота 1980 г. политические партии в стране были запрещены. Некоторое время Эрдоган работал консультантом и менеджером в частном секторе, а в 1982 г. ушел в армию.

В 1984 г. он вступил в созданную годом ранее Партию благоденствия (ПБ) и возглавил ее отделение в стамбульском районе Бейоглу, а уже в 1985 г. стал отвечать за весь Стамбул и вошел в высший руководящий совет партии. Он не раз пытался стать депутатом парламента, но так и не был избран. В 1994 г. он сделал еще один большой шаг на пути к власти - выиграл выборы мэра Стамбула. Но в 1998 г. ему пришлось покинуть этот пост: он попал под следствие по подозрению в разжигании религиозной вражды за декламирование на митинге стихотворения исламистского содержания. Суд приговорил его к 10 месяцам тюрьмы. Правда, его досрочно освободили уже через четыре месяца.

Вместо запрещенной судом ПБ возникали клоны с другими названиями. Один из них, ПСР, Эрдоган учредил и возглавил в 2001 г. В 2002 г. партия получила большинство в парламенте, но премьер-министром Эрдоган стать не смог из-за непогашенной судимости. Правительство он возглавил в 2003 г., после того как парламент изменил эту норму. До этого страну возглавлял его ставленник Абдулла Гюль.

«Сам Эрдоган - сильная личность, он харизматичный, волевой и жесткий человек, который презирает народ и окончательно уверовал, что его судьба и судьба Турции неразделимы», - убежден Мирский. Эрдоган отвергает все претензии к своему стилю управления: «Те, кто называет нас диктатурой, пожалуйста, посмотрите на себя. Те, кто называет нас авторитарным режимом, пожалуйста, посмотрите на себя. Мы хорошо помним, как мы страдали, когда мы были в оппозиции» (цитата по Euronews).

За время его правления начала ослабевать независимость СМИ, судов, гражданское общество. Эрдоган на посту премьера видел выборы как единственный источник легитимности, поэтому переоценил важность институтов представительства, фетишизация «национальной воли» привела к власти большинство, но ослабила демократический прогресс, в этом контексте правительство оказалось не способным принять протесты и быть терпимым, пишет Ульген. Протесты Гези в 2013 г. были тестом на демократическую зрелость, но правительство его не выдержало. Вместо того чтобы принять их как мирный протест, они стали символом поляризации общества и были жестко подавлены полицией, напоминает эксперт.

«Это выигрышная стратегия для Эрдогана и его партии. Поведение избирателей в Турции не определяется тем, насколько демократичен лидер, на него влияет экономическая ситуация», - цитирует журнал Foreign Policy Догана Акина, основателя и главного редактора независимого новостного портала Т24.

«В Турции никогда не было такой авторитарной и влиятельной личности [у власти], так что это нам внове. Он сделает все возможное, чтобы его власть не уменьшилась», - говорит Foreign Policy Суат Киниклиоглу, директор Центра стратегических коммуникаций в Анкаре.

До сих пор президента избирал парламент. Процедура прямого избрания изменит саму суть роли президента, который, несмотря на то что обладает немногими конституционными полномочиями, был призван поддерживать политическую нейтральность и обеспечивать баланс широких полномочий правительства, эти выборы изменят институциональную квазинейтральность института президента и повлияют как на внутреннюю политику Турции, так и на ее региональную роль, отмечает Ульген. Во внутренней политике переход Эрдогана на пост президента вынудит ПСР искать нового лидера, страна впервые за 10 лет получит нового премьер-министра, пишет Ульген.

Ранее Эрдоган не скрывал, что собирался перенять президентский стиль США, но на посту премьера ему не удалось провести соответствующие конституционные изменения. Теперь ему придется найти баланс с парламентом и новым правительством хотя бы до тех пор, пока он не сможет провести конституционные изменения, утверждает Ульген.

«Турецкий путин»

До выборов в турецкой и иностранной прессе активно рассматривалась возможность того, что Эрдоган и действующий президент Гюль поменяются местами и Гюль станет премьером. Однако Гюль отрицал такую возможность. Тем не менее газета Cumhuriyet вчера сообщила: высокопоставленные члены ПСР признают, что партии нужен сильный лидер особенно в преддверии парламентских выборов в июне 2015 г., поэтому Гюль снова начал упоминаться как вероятный кандидат на пост премьера.

Сторонники премьера считают, что прямое избрание президента оправдает более активную его деятельность, но главная оппозиционная партия - Республиканская народная партия предупредила в воскресенье, что победа Эрдогана приведет к созданию более авторитарной системы вокруг его личности, пишет WSJ.

Пост президента в основном церемониальный. Эрдоган во время кампании настаивал на том, что он не будет переходить через конституционные полномочия, но члены его партии ясно говорили, что он останется лидером. Например, на собрании Европейско-турецкого демократического союза в Мангейме в июле министр экономики Нихат Зейбекчи сказал, что у президента уже есть «исполнительные» полномочия и что президент сможет даже вести заседания кабинета министров. «Я говорю это публично впервые, отныне в Турции президент, а не премьер-министр будет главой правительства, вы понимаете?» - заявил Зейбекчи.

В своей предвыборной программе Эрдоган, однако, обещал продолжение демократических реформ. Он намерен обеспечить принятие новой конституции вместо той, что действует в стране со времен военного переворота 1982 г. Он также намерен расширять права меньшинств. «Мы должны принять демократию не как политическую модель, а как культуру, доминирующую в каждой части нашей жизни», - говорится в заявлении Эрдогана от 11 июля.

Однако, отмечает Foreign Policy, в последние годы правления Эрдогана были замечены случаи ограничения со стороны властей ряда свобод. В мае 2013 г. Эрдоган поддержал жесткие действия полиции. Во время коррупционного скандала прошлого года он также провел законы, урезающие права судов, расширяющие полномочия внутренней разведки и ограничивающие интернет. Усиливается и контроль государства над СМИ. В частности, пишет Foreign Policy, государство через фонд Saving Deposit Insurance Fund получило контроль над вещателями SkyTurk и Show TV, газетой Aksam и крупнейшим провайдером кабельного телевидения Digiturk, входившим в Cukurova Holding. Предлогом перехода активов от Cukurova к фонду была задолженность Cukurova перед государством. Digiturk остался у государства, SkyTurk и Aksam были проданы бизнесмену, близкому к ПСР, и при нем стали менее критичны к правительству.

В середине 2000-х во внешней политике Турция провозгласила курс на «ноль проблем с соседями», главным идеологом которого стал министр иностранных дел Мехмет Давутоглу. Однако вместо отсутствия проблем Турция ввязалась в многочисленные споры с давними союзниками. Был дипломатический кризис в 2010 г. в отношениях с Израилем из-за судна Mavi Marmara с турецкими активистами на борту, попытавшимися прорвать морскую блокаду сектора Газа.

Эрдоган решительно поддержал «арабскую весну» и призвал к отставке своего давнего друга президента Сирии Башара Асада (они дружили семьями). В последние годы офис премьера практически перевел на себя формирование внешнеполитического курса, констатирует Ульген.

Однако шаги, предпринятые Эрдоганом, могут ослабить позиции страны. Например, в Египте он активно поддерживал правительство «Братьев-мусульман», которых избранный летом президентом Абдель Фаттах ас-Сиси запретил. «Это может стоить Турции влияния в Египте, но помогло Эрдогану сплотить избирателей дома», - пишет Ульген. Однако, по мнению эксперта, новому правительству придется отрегулировать внешнюю политику. Анкара, по его наблюдениям, уже принимает меры, чтобы вернуться на позиции до 2011 г., когда дипломатическая звезда Турции сияла. На уровне риторики все реже раздается критика в адрес сирийского режима и нового руководства Египта, нормализация с Израилем была неизбежна, дипломаты согласовали компенсацию, которую израильское правительство должно выплатить Турции, и эта договоренность ждет одобрения премьер-министра Биньямина Нетаньяху, отмечает Ульген.

В последние годы активизировались контакты с Россией. Эрдоган приезжал в Россию в ноябре прошлого года. Владимир Путин принимал его в Константиновском дворце, и, хотя в ходе их пресс-конференции были замечены некоторые разногласия в оценках международных событий, стороны активно указывали на процветающее экономическое сотрудничество. В частности, Путин обратил тогда внимание на то, что «могут быть разные оценки» того, кто виноват, но «никто не может спорить с тем, что на территории Сирии воюют фундаменталистские группировки, которые ведут себя очень жестоко». Эрдоган согласился с тем, что фундаменталисты вносят свой вклад, но у них нет такого вооружения, как у официальной армии. Эрдоган возложил ответственность за гибель 150 000 сирийцев на правящий режим Асада. По мнению турецкого премьера, эти преступления должны разбираться в гаагском трибунале, а Совет Безопасности ООН обязан внимательнее следить за происходящим в Сирии и активнее реагировать. Он с сожалением указал на отсутствие единства в Совбезе. Однако Эрдоган выразил интерес к созданию зоны свободной торговли с Россией и членами Евразийского экономического союза и попросил Россию поддержать членство Турции в Шанхайской организации сотрудничества.

«Эрдоган - это турецкий Путин. Эрдоган - настоящий лидер Турции. Он теперь будет менять конституцию так, чтобы реальная власть перешла от премьера к президенту, это изменение уже началось почти год назад. Под него Эрдоган и пошел на выборы. Это выгодно России. Эрдоган - личный друг Путина. Партия Эрдогана - это умеренные консерваторы, сочетающие европейский тренд, умеренный религиозный традиционализм и умеренный антиамериканизм. Идеология Эрдогана очень близка идеологии Путина, это модернизация при опоре на традиционные ценности. Турция продолжит формально бороться за членство в ЕС, но с пониманием, что это невозможно. При Эрдогане, если Россия не потерпит поражения в украинском кризисе, Турция может войти постепенно в Евразийский союз», - отреагировал в Facebook на победу Эрдогана прокремлевский политолог Сергей Марков.

Согласно опубликованному в конце июля опросу Pew Research Center по ситуации в Турции, общество расколото в отношении к курсу Эрдогана.

В целом 44% удовлетворены направлением, в котором идет страна, а 51% не удовлетворен. Половина говорит, что экономика в хорошем положении, а 46% недовольны ее состоянием. 48% граждан сказали, что они считают положительным влияние Эрдогана на страну, такое же количество рассматривает его как негативное. Почти половина опрошенных граждан (49%) выразили поддержку протестам Гези, а 55% недовольны тем, как Эрдоган справился с ситуацией.

Во внешней политике 19% турок положительно относятся к США, 25% положительно относятся к Европейскому союзу (ЕС), но при этом 53% считают, что надо все равно вступать в ЕС. Опрос проводился с апреля по май среди 1001 человека.

Турция официально считается страной - кандидатом в члены ЕС с 2000 г. Однако вектор на сближение с ЕС в последние годы для Турции потерял актуальность, полагает Мирский. Переговоры о вступлении в ЕС застопорились. Для того чтобы Турция вступила в ЕС, ей нужно выполнить ряд условий, которые прописаны в так называемых переговорных главах, всего их 35. По части из них переговоры были открыты, в прошлом году к открытым главам добавилась глава о региональной политике. Но последние четыре года дискуссии по 13 открытым главам фактически не было. Сейчас сближению могут мешать евроскептики в Евро­парламенте.

Вхождение в европейское сообщество для Эрдогана уже не так важно, при нем Турция приблизилась к арабам, ожидать антиамериканских движений также не стоит, но там, где можно, турецкий лидер демонстрирует независимость, говорит Мирский. «Относительно России никаких перемен ждать не стоит, какие-то антирусские выпады тоже мало вероятны», - заключает Мирский. Тем не менее вероятна проблема с крымскими татарами, так как Турция не может полностью игнорировать их судьбу и в случае какого-то конфликта Эрдоган будет вынужден выступить на защиту - и отношения между государствами могут охладеть, полагает эксперт.