Проживем без деликатесов

Власти Ростовской области уверены, что запрещенные продукты из ЕС и США можно заместить отечественными. А с ритейлерами и поставщиками, завышающими цены, обещают «разобраться»
Чиновники надеются, что на Дону хватит своих продуктов/ А. Махонин/ Ведомости

«Заместить импорт - это наша задача», - заявил губернатор Василий Голубев на вчерашнем заседании областного правительства, посвященном работе в условиях продуктового эмбарго. Он отметил необходимость оказать содействие агробизнесу, который, по его выражению, «нужно брать в ручное сопровождение».

Доля импорта в продовольственном сегменте сетевых магазинов не превышает 20%, а в сети «Магнит» составляет менее 10%, сказано в информационных материалах к заседанию правительства. «При этом количество импортной продукции в областных магазинах постоянно снижается - в 2005 г., например, ее было более 50%», - сообщил коллегам начальник департамента потребительского рынка Андрей Иванов.

Министр экономического развития области Александр Левченко пообещал, что «ассортиментная матрица ритейлеров будет пересмотрена в пользу отечественного производителя». По его словам, существенное снижение ассортимента может произойти в премиальном сегменте товаров - французские деликатесы, сыры из Италии и Испании, но это затронет интересы «не широкого круга покупателей». Главное - сдерживать цены, сказал он. Его министерство совместно с другими органами власти и муниципалитетами проводит мониторинг ценовой ситуации.

«Центр принятия решений по закупкам в торговых сетях находится не у нас, но мы в правительстве придумали эффективный способ - торговые сессии: приглашаем менеджеров по каждой категории товаров и индивидуально отрабатываем с каждым производителем», - рассказал Иванов. По его словам, в ближайшее время такую сессию по проблемам замещения импорта проведет и сам департамент потребрынка - с представителями крупных продуктовых сетей. Чиновник уверен, что сети не станут поднимать цены, но его департамент готов разбираться отдельно с каждым случаем: «Не только с коллегами из торгующей организации, но и с поставщиками».

«Если не хватит наших усилий в переговорном процессе, Федеральная антимонопольная служба может подключиться, будем оперативно обмениваться информацией. Если выявим необоснованное повышение цен, ценовой сговор, спекуляции, то тогда у ФАС есть серьезные полномочия, вплоть до наложения оборотного штрафа», - сказал Иванов «Ведомостям».

По словам Иванова, цены на основную продуктовую потребительскую корзину пока не растут, «но есть сигналы, что некоторые производители воспользовались ситуацией и объявили о повышении цен до 20%».

«О'кей» не получала уведомлений поставщиков об изменении цены», - говорится в ответе ритейлера «Ведомостям». «О'кей» обещает «внимательно изучать доводы поставщиков» и «не принимать необоснованно завышенные отпускные цены». Доля прямого импорта (сыр из Франции, небольшая часть в категории «овощи-фрукты») в структуре общего товарооборота «О'кей» - менее 1%.

«Проблемы с повышением цен поставщиками есть», - признает Александр Смольянинов, владелец местной сети «Артемида Дон» (30 магазинов в Ростовской области). Но это, продолжает он, пока не связано с запретом импорта - мясо подорожало в 2 раза по сравнению с 2013 г., на 20% за год выросла цена на курятину, которой Россия обеспечивает себя на 90%. При этом в последние дни растут цены на молоко, так как поставщик сырья - Белоруссия стала поднимать их, добавляет Смольянинов. «В перспективе эти проблемы уйдут и цены стабилизируются, но только если правительство сможет за короткий срок в один-два месяца договориться с Аргентиной и Бразилией - крупными поставщиками мяса и сыров», - считает ритейлер. Он также ожидает проблем с рыбой. «Сейчас, например, сельдь просто неоткуда брать, полки пустые, она в основном экспортировалась с Фарерских островов, из Дании, Норвегии. Мурманская область поставляет около 100 000 т сельди в год, но только одна европейская часть России потребляет 500 000 т. Заменить ее можно сельдью с Дальнего Востока, но потребитель к ней еще не привык (она темная, а не светлая) - пробовали как-то продавать, не брали», - рассуждает Смольянинов.