Петербург ждет трамваев

Администрация Петербурга намерена закупать трамваи по контрактам жизненного цикла. При имеющихся объемах закупок это невыгодно «Горэлектротрансу»

Петербургский ГУП «Горэлектротранс» нуждается в замене более 400 вагонов трамваев, сообщил вчера председатель комитета по транспорту Александр Воробьев (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). В последний раз город покупал трамваи по 55 млн руб за штуку, т. е. на 400 трамваев нужно 22,2 млрд руб. Адресная инвестиционная программа комитета по транспорту на 2014 г., по данным комитета финансов, составляет 4,7 млрд руб., на закупку трамваев - 827,4 млн руб.

По словам Воробьева, в ближайшее время городской бюджет не выдержит такой нагрузки, поэтому город намерен привлечь производителей к быстрому обновлению состава через контракты жизненного цикла, когда компания-производитель берет на себя содержание, ремонт и замену техники. Задача подрядчика - обеспечить коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска, которые задаст ей трамвайный парк, добавил он. По словам Воробьева, ведомство ведет переговоры с тремя производителями, к концу года предложения будут предъявлены правительству города.

Последний крупный контракт на поставку трамваев для «Горэлектротранса» выиграл в феврале 2013 г. Усть-Катавский вагоностроительный завод, компания согласилась поставить 20 вагонов по 55,4 млн руб. за штуку. Но в мае этого года суд по иску комитета по транспорту расторг контракт из-за срыва сроков.

Покупать трамваи по контрактам жизненного цикла обязывает новый 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», говорит советник гендиректора «Горэлектротранса» Сергей Китаев. Но такая система становится выгодной при закупках 50-100 трамваев, а в Петербурге контракты предусматривают поставку 3-8 штук, добавляет он.

«Горэлектротранс» старается распределять новые вагоны равномерно по паркам, соответственно, в каждый парк с одной закупки попадает по 1-2 трамвая, производителю невыгодно обслуживать такой объем в разных точках города, парки также несут дополнительные издержки при этом, объясняет Китаев. Также пока не ясно, как выделять средства под такие контракты: бюджет формируется на три года, а срок службы трамвая по требованиям «Горэлектротранса» - не менее 20 лет, добавляет он.

По контрактам жизненного цикла давно работают крупные производители вагонов, Октябрьский электровагоноремонтный завод также заинтересован в этом, сообщил представитель завода.

В мире контракты жизненного цикла используются постоянно, в последнее время на них переходит РЖД, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если параметры просчитаны правильно и объем закупки достаточно крупный, то такие контракты выгодны обеим сторонам: покупатель получает контролируемый объем затрат на годы вперед, а также снижает риски получить некачественный товар, для производителя это гарантированная загрузка, объясняет эксперт.