Пивовары в штопоре

Пивоваренные компании Heineken и Carlsberg отчитались о падении продаж и снижении долей на российском рынке пива

Реакция рынка. 5%

на столько упали котировки Carlsberg на Стокгольмской бирже на открытие торгов в среду (с 539,5 до 513 шведских крон). На 18.00 мск акции продавались по 520 крон за штуку. Акции Heineken, напротив, в среду на открытие выросли: вечером во вторник они продавались по 52,9 евро, на 18.00 мск - по 56,83 евро за бумагу

Продажи Heineken в России в первом полугодии 2014 г. упали примерно на 10% (low-double-digit), сократилась и рыночная доля компании, сообщила она. В целом в регионе Центральной и Восточной Европы, к которому относится и Россия, продажи группы сократились на 4,2% к аналогичному периоду 2013 г. и составили 22,7 млн гектолитров. В денежном выражении выручка в регионе снизилась на 5,4% до 1,6 млрд евро.

По итогам I квартала 2014 г. концерн отчитывался о падении продаж в России на 15%. Продолжающееся снижение продаж характерно для рынка в целом - это связано с особенностями госрегулирования, ограничившего точки продаж, коммуникации с потребителями и продолжающего поднимать акцизы, рассуждает директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов. С 22 июля в России разрешена реклама пива в печатных изданиях (кроме первой и последней страниц или обложек), на спортивных телеканалах, на спортивных объектах во время соревнований, а во время трансляций соревнований (в прямом эфире или в записи) - и на всех остальных телеканалах. С чем связано уменьшение доли рынка Heineken в России, Болматов не пояснил.

У другой транснациональной компании, датского концерна Carlsberg, продажи пива в Восточной Европе и России тоже упали - на 3% (до 67,7 млн датских крон), говорится в финансовом отчете за первое полугодие 2014 г. Доля Carlsberg на российском рынке сократилась на 1,2 до 37,4%. Другая причина ухудшения результатов компании в Восточной Европе - ослабление рубля. Президент Carlsberg Йорген Буль Расмуссен, чьи слова приведены в отчете, прогнозирует дальнейшее снижение выручки по итогам года. Это может произойти из-за снижения покупательной способности в России, на которую приходится 35% выручки. В июне стало известно, что «Балтика» снижает емкость упаковки для своих брендов: в пластиковой таре - с 1,5 до 1,42 л и с 2,5 до 2,37 л, в стекле - с 0,5 до 0,47 л, что также повлияло на объем продаж и рыночную долю, добавляет представитель «Балтики» Алексей Кедрин.

Carlsberg не впервые пересматривает планы развития российского рынка. В обнародованных в мае результатах за I квартал 2014 г. он предположил, что продажи в стране сократятся на 4-6% (уровень mid-single-digit), а не на 1-3% (low-single-digit), как говорилось в отчете за 2013 г. Причиной корректировки планов стало присоединение Крыма в марте. Carlsberg даже рассматривает возможность закрытия одного из российских заводов, следует из отчета за II квартал, но пока, по словам Кедрина, решение не принято. Ранее президент «Балтики» Исаак Шепс заявлял, что к таким мерам прибегать не планируется.

Росстат подтверждает неблагоприятную для пивоваров ситуацию: в январе - июле 2014 г. производство пива сократилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. При этом только июль показал снижение на 10,1%. Но продажи в то же время растут, по словам директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, на 3%: сокращается доля рынка только крупных пивоваров - с 92% в 2007 г. до 79% в 2013 г.