«Пятерочка» по-военному

«Военторг», торговые площади которого аналитики оценивают более чем в 300 000 кв. м, договорился о развитии на своих площадях франчайзинговых «Пятерочек»

Второй по выручке российский продовольственный ритейлер - X5 Retail Group запускает новую сеть магазинов совместно с «Военторгом», сообщили компании вчера. Новая сеть будет называться «ВоенторгПятерочка», она будет работать по схеме обратного франчайзинга (предусматривает, что X5 передает права на товарный знак, поставляет товары, выплачивает партнеру агентское вознаграждение). Операционное управление будет осуществлять «Военторг».

«Военторг» входит в структуру ОАО «Оборонсервис», подконтрольного Минобороны. Как говорится на сайте «Военторга», он оказывает услуги по организации питания, банно-прачечному обслуживанию и другие услуги «в сфере бытового обеспечения в интересах Минобороны России, иных министерств и ведомств, организаций». В 2013 г. Счетная палата России в ходе проверки выявила нарушения на 80,8 млрд руб. за 2011-2012 гг. Сейчас идет процесс над бывшей руководительницей департамента имущественных отношений Минобороны Евгенией Васильевой, обвиняемой в хищениях при продаже недвижимости «Оборонсервиса». В начале 2014 г. министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении реструктурировать «Оборонсервис».

У «Военторга» до 1500 объектов недвижимости, которые могут быть использованы для организации магазинов, говорит гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. Их общую площадь он оценивает более чем в 300 000 кв. м. Для сравнения: торговая площадь всех гипермаркетов «Карусель» на конец июля составляла 357 367 кв. м, площадь строящегося крупнейшего в России торгового центра «Авиапарк» - 293 000 кв. м.

«Большая часть этих площадей сейчас сдана в аренду (зачастую бессистемно) либо используется ограниченно или неэффективно. Если «Военторг» решил повысить эффективность использования этих площадей и превратить эту сеть в работоспособный механизм, то он может разорвать часть действующих договоров, начать самостоятельную работу, запустить новый бренд в современном формате», - говорит Бурмистров.

По словам представителя X5 Владимира Русанова, компания стала партнером субхолдинга Минобороны в результате переговоров, конкурсов не проводилось. В меморандуме Х5 и «Военторга» не прописано, что «Военторг» не может привлекать к подобным проектам других ритейлеров, говорит Русанов. «Военторг» открыт для любого эффективного, взаимовыгодного сотрудничества», - ответила советник гендиректора ОАО «Военторг» Екатерина Короткова на вопрос о возможном сотрудничестве с другими розничными сетями.

До начала зимы партнеры хотят открыть 5-7 магазинов в Москве и области, в 2014-2015 гг. - более 100 магазинов в Москве и Центральном федеральном округе. Потом, если X5 и «Военторг» будут довольны сотрудничеством, Х5 будет «вести переговоры о расширении географии и количества совместных магазинов», сказал Русанов.

«ВоенторгПятерочка» будет открываться в торговых объектах «Военторга» - как в военных городках, так и в больших воинских частях и на гражданских территориях, говорит Русанов. Для небольших воинских частей разрабатывается специальный торговый формат. Средняя торговая площадь «ВоенторгПятерочки» будет 350 кв. м, до 75% ассортимента будет приходиться на продукты питания. Средний чек в зависимости от площади будет в диапазоне 250-400 руб., говорит Короткова. В «гражданских» «Пятерочках» средний чек в апреле - июне этого года составил 296 руб.

Сейчас в местах службы и проживания военнослужащих и их семей торговля товарами повседневного спроса - это «буфеты, чайные и небольшие магазины», говорит советник гендиректора «Военторга». «Мы ожидаем, что один магазин может обслуживать 500-2000 военнослужащих и членов их семей», - отмечает она.

Это небольшой проект в масштабах X5 и в краткосрочной перспективе он вряд ли сможет существенно повлиять на динамику выручки сети, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Выручка дополнительных 100 магазинов (едва ли они будут сопоставимы по обороту с «Пятерочками») будет невелика в масштабах X5», - отмечает аналитик. Кроме того, пока не ясно, насколько рыночными будут условия сотрудничества Х5 с госкомпанией, рассуждает она.

На конец первого полугодия в сеть X5 входило 4779 магазинов, из них 4128 «Пятерочек».