Чиновники стали богаче на 30%

Росстат зафиксировал очередной рост зарплат на государственной службе. Самые большие оклады по-прежнему в администрации президента и аппарате правительства
Денис Абрамов/ Ведомости

В пятницу Росстат опубликовал данные об оплате труда госслужащих за первое полугодие 2014 г. Средняя зарплата чиновника составляет 92 000 руб. и по сравнению с первым полугодием 2013 г. выросла на 32,6% при средней по экономике в 31 500 руб.

Самая высокая зарплата - у чиновников администрации президента: в среднем 231 117 руб., на 35% больше, чем годом ранее. Немногим меньше средняя зарплата в аппарате правительства - 211 354 руб., рост составил 26%. Зарплаты в министерствах и ведомствах значительно ниже (см. таблицу). Например, средняя зарплата в Министерстве образования - 65 461 руб., в Министерстве транспорта - 72 243, в Министерстве экономического развития - 64 188 руб.

Непонятно, почему Росстат зафиксировал такой рост, удивляется пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ранее было принято решение не индексировать зарплаты сотрудников администрации президента, напоминает он. «Я, как сотрудник администрации, могу это подтвердить по своей зарплате», - говорит Песков. С представителем правительства вчера связаться не удалось.

В действующем бюджете заложены затраты на выполнение указа президента Владимира Путина о совершенствовании системы оплаты труда госслужащих: Путин поручал правительству довести зарплаты на государственной службе до уровня, конкурентного на рынке труда. В 2014 г. на эти цели заложено 53,4 млрд руб., в 2015 г. - 60 млрд, в 2016 г. - 69,1 млрд. Отдельно предусмотрено увеличение расходов на оплату труда в администрации президента и аппарате правительства: всего чуть менее 15 млрд руб. на три года.

Зарплаты подтягиваются к уровню крупных компаний частного сектора, что, по идее, должно привлекать лучшие кадры, но средний уровень квалификации госслужащих падает, считает доцент Высшей школы экономики Павел Кудюкин. Рост зарплат госслужащих при этом сдержать сложно, отмечает эксперт: общественный контроль за государством практически отсутствует, нет ограничений и со стороны законодательной власти.