Как стать модернистом

Выставкой «Вадим Сидур. В поисках человека» открылся после реконструкции музей советского скульптора-модерниста
«Играющий на балалайке» - скульптура 1964 г./ Елизавета Дмитриева

Вадим Сидур был сильным человеком и скульптором. Фронтовик, шестидесятник, он позволял себе работать как хотел, не ища официального признания. Ему хватало любви советской художественной и научной элиты. Поэты, ученые и интересующиеся искусством иностранцы посещали его студию-подвал, один из московских салонов вольнодумцев брежневской эпохи.

К сожалению, Музей Сидура находится не там, где была мастерская, а около метро «Перово». Местоположение да нелюбезная директор вряд ли способствуют его популярности, и это жаль, потому что экспозиция сделана отлично, с любовью и пониманием. Правда, в зале от скульптур, гравюр и фотографий слишком тесно, но по выставленным вещам можно составить представление о пути Сидура в искусстве и о его достижениях.

От вполне реалистичного и мастерского женского бюста «Рита» 1955 года и сделанных уже два года спустя архаичных, похожих на откопанных из древних захоронений «Слепых» до условных, модернистских скульптур семидесятых, которые и сделали скульптора знаменитым, и гротескных, собранных из металлического утиля объектов, то комически антропоморфных, то просто бесформенных.

По экспозиции можно проследить творческую и эмоциональную жизнь Сидура, пораженного ужасами войны, увлеченного модернизмом (Генри Муром, прежде всего) и к концу жизни, как кажется, ощущавшего горечь времени, как он говорил, «равновесия страха».

Искусством времени, когда человечество скопило столько смертельного оружия, что могло себя уничтожить, был сидуровский «Гроб-арт». Одна из аксиом которого утверждала, что «все убыстряющееся развитие человечеством науки и техники приводит к постепенному исчезновению пространства и времени». Видимо, он считал, что и формы не останется.

Сейчас Музей Сидура подчиняется музейно-выставочному объединению «Манеж». Возможно, воспользовавшись интеллектуальными и организационными ресурсами объединения, музей, расположенный не в центре Москвы, сможет найти своих поклонников. Здесь, например, можно было бы рассказывать о том, как сохранить себя в условиях художественной цензуры. Или о том, что развитие искусства не имеет границ и не подчиняется идеологическим установкам, что искореженные формы и пластические парадоксы возникают не по прихоти художников, а в наблюдениях над трагедиями и древностями. Сидура сделал модернистом вид сожженного войной родного дома и каменные бабы в полях.