Инь Тунъяо: Интервью - Инь Тунъяо, президент Chery Automobile Co

Президент китайской Chery Automobile Co рассказывает о планах локализации своих автомобилей в России, качестве китайских машин и перспективах российского рынка
С. Портер/ Ведомости

1989

директор сборочного цеха, а затем директор логистического подразделения FAW-Volkswagen

1996

исполнительный вице-президент Chery Automobile

2004

президент и председатель правления Chery Automobile

История Chery

1997 Chery Automobile основана по инициативе мэрии города Уху в китайской провинции Аньхой. Учредителями выступили пять государственных инвестиционных компаний этой провинции. Первоначально компания занималась производством двигателей. Производство автомобилей началось после приобретения лицензии на шасси Toledo компании Seat. Первые автомобили под брендом Chery Amulet производились на оборудовании европейского завода Ford, купленном за $25 млн. Компания получила госзаказ на производство этих машин для работы в службах такси. 2001 в результате перераспределения государственных активов владельцем 20% акций Chery Automobile стала шанхайская компания SAIC (в 2004 г. она вышла из состава акционеров). Chery получила возможность использовать лицензию SAIC для продажи своих автомобилей на всей территории Китая (до этого она могла продавать только на территории своей провинции). Chery начала поставлять автомобили в Сирию и стала первым китайским автоэкспортером. 2003 подписано соглашение с иранской SKT Group на поставку компонентов для производства автомобилей Chery в Иране. 2006 началась сборка автомобилей Chery в России, Индонезии, Египте, подписано соглашение о сборке на Украине. Запущено массовое производство двигателей серии Acteco, подписано соглашение с Fiat о ежегодной закупке 100 000 единиц таких двигателей. 2007 подписан контракт с аргентинской SOCMA об учреждении совместного предприятия для строительства завода. Заключено соглашение о сотрудничестве с Chrysler для разработки компактных и сверхкомпактных автомобилей Chery и продажи их в Северной Америке и Европе под брендами Chrysler. 2010 Chery подписала с властями бразильского Сан-Паулу соглашение об инвестировании $400 млн в строительство автомобильного промышленного парка. В этом же году Chery запустила производство электромобилей. 2011 подписано соглашение с министерством промышленности Бирмы о строительстве завода с производственной мощностью 5000 автомобилей. 2012 По данным OICA, Chery заняла 28-е место в мире по производству (всего 563 951 автомобиль, что составляет 0,6% от общемирового производства). Источники: Chery Automobile, журнал «За рулем»

Chery Automobile Co.

производитель автомобилей. Основной владелец - правительство провинции Аньхой. Финансовые показатели (2012 г., данные Bloomberg): выручка - $4,8 млрд, чистая прибыль - $46 млн. Продажи (2013 г.): в России - 19 855 автомобилей (данные AEB), в Китае - 450 434 автомобиля (данные Bloomberg).

Российский автомобильный рынок сокращается второй год, в 2014 г. падение продаж только усилилось. Тем не менее этот год стал богатым на заявления об организации новых автомобильных производств машин в нашей стране. И главными действующими лицами на сей раз выступают китайские автоконцерны, у которых в России пока нет ни одного своего автозавода. Great Wall собирается потратить $500 млн на проект в Тульской области, Lifan - примерно $300 млн, но с регионом еще не определился (среди основных вариантов - Калужская, Московская, Липецкая области, Татарстан). Ряд китайских брендов, включая Chery, решили разместить заказы на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии.

В 2014 г., как никогда, много делегаций из Китая, интересующихся возможностью организации самостоятельного или совместного выпуска автомобилей, автомобильных комплектующих и проч., говорит сотрудник одного из российских автозаводов. Возможно, сказалось потепление отношений между странами после подписания весной 2014 г. крупного газового контракта или же подошло время реализации ранее принятых решений, рассуждает он.

Президент китайской Chery Automobile Co Инь Тунъяо в интервью «Ведомостям» сказал, что его компания приняла решение о возобновлении производства в России два года назад, когда рынок еще рос. Он уверен, что текущее падение временное, у рынка большой потенциал.

У компании уже был опыт сотрудничества с российскими автопроизводителями. Автомобили Chery выпускались на «Автоторе» в Калининградской области, но в 2008 г. их производство прекратилось. Источник «Ведомостей» в региональной администрации тогда объяснял, что это было связано с позицией федеральных чиновников, которые опасались, что локальное производство китайских машин на территории, пользующейся таможенными льготами, повредит локальным брендам. Затем машинокомплекты Chery поставлялись на ростовский ТагАЗ для выпуска машин под локальным брендом Vortex, но этот завод обанкротился.

Выбор нового стратегического партнера Инь объясняет тем, что «Дервейс» соответствует требованиям китайского автоконцерна и заинтересован в развитии производства в России.

- Ваш приезд совпал с информацией о том, что Chery планирует возобновить выпуск своих автомобилей в России. На этот раз - на мощностях завода «Дервейс». Когда начнется производство? Сколько собираетесь выпускать автомобилей у нас в стране?

- В августе будет выпущена пилотная партия, основное производство начнется в конце августа - начале сентября. Планируемая мощность - 30 000 машин в год.

- Ранее Chery сотрудничала с «Автотором», ТагАЗом. Почему вы решили возобновить выпуск именно на «Дервейсе»?

- Мы посетили этот завод, оценили потенциал и пришли к выводу, что он находится в весьма удовлетворительном состоянии. Он может быть легко и в сжатые сроки адаптирован под наши требования. И сотрудники завода демонстрируют большое желание сотрудничать с нами.

- На первом этапе будет крупноузловая сборка?

- Нет, это будет мелкоузловая сборка, включая сварку и окраску. Более того, часть деталей планируется локализовать.

- Какой изначально будет уровень локализации и до какого уровня планируете его увеличить?

- Начальный уровень локализации - 25-30%. В дальнейшем мы планируем увеличивать процент локализации, закупая в России сиденья, автомобильное стекло, некоторые элементы системы кондиционирования, пластиковые изделия, шины, аккумуляторные батареи. Процесс локализации позволяет снижать затраты на логистику и оптимизирует процесс сборки автомобилей. Локализация производства также снижает валютные риски, в связи с тем что в процессе производства к стоимости комплектующих, зависящей от курсов иностранных валют, добавляется существенная рублевая стоимость локализованных деталей и работ.

- Можно ли предположить, что по мере увеличения локализации будут расти и объемы производства? До какого уровня хотите довести выпуск в нашей стране?

- Мы планируем наращивать выпуск в том числе для поставок в страны СНГ. Помимо Казахстана и Белоруссии, куда из России можно ввозить машины беспошлинно, рассчитываем на такую же льготу и в отношении других стран, входящих в СНГ (для этого согласно условиям соглашения о зоне свободной торговли локализация автомобилей должна быть выше 50%. - «Ведомости»). Но возможности экспорта мы будем рассматривать после того, как удовлетворим спрос на российском рынке.

- Chery вкладывает в организацию производства своих автомобилей в России или все расходы берет на себя партнер в рамках контрактного выпуска?

- Мы уже инвестировали в проект несколько десятков миллионов долларов на закупку сварочного оборудования. Также рассматриваются возможности инвестирования в окраску, в локализацию.

- Сколько вы еще планируете вложить в российский проект?

- Инвестиции достаточно серьезные. Помимо перечисленного мы намерены создать в России подразделение, центр НИОКР, который на первом этапе будет адаптировать модели под местный рынок. В этой работе может участвовать и компания «Дервейс» в рамках развития производственной площадки. Объемы совместных инвестиций будут зависеть от переговоров.

Раньше я работал в группе FAW (First Automobile Works, китайская государственная автомобилестроительная компания, первый в Китае завод по производству автомобилей, созданный при содействии СССР, начал работу в Чанчуне в 1953 г. Проходная завода была полностью идентична проходной ЗиЛа, работники стажировались в СССР. - «Ведомости»). В свое время компания была основана с помощью русских специалистов - они учили китайских специалистов тому, что нужно делать для производства автомобилей. И сейчас мои устремления направлены на то, чтобы вернуть долг в виде знаний и умений, которые есть у Chery.

- Изучаете ли вы возможность строительства в России собственного автомобильного завода? В частности, ведете ли переговоры с «Автотором»?

- На данный момент «Дервейс» - наш стратегический и единственный партнер [в России]. Он будет в приоритете в процессе нашего дальнейшего развития.

- Почему вы решили начать производство в России именно сейчас, ведь местный рынок уже второй год подряд сокращается?

- Решение об организации производства в России было принято два года назад. Тогда рынок еще рос. Сейчас мы только начинаем производство и понимаем, что российский рынок - второй в Европе после Германии. У рынка большой потенциал, и мы рассчитываем на то, что кризисные времена пройдут и рост продаж автомобилей возобновится.

- Как вы восприняли подписание весной этого года крупного газового контракта между Китаем и Россией? Почувствовали ли вы, что после этого российские чиновники стали по-иному относиться к китайским автопроизводителям?

- Г-н Путин и [председатель КНР] г-н Си Цзиньпин являются лучшими друзьями. Политические отношения очень хорошие, соответственно, это отражается на экономических отношениях, а люди становятся более доброжелательными.

- Китайский автомобильный рынок самый крупный в мире и, несмотря на гигантскую емкость, продолжает расти. Как долго, по вашему прогнозу, этот рост будет продолжаться? В этих условиях нет ли экономической целесообразности сконцентрироваться именно на внутреннем рынке, а не на экспорте и внешних производственных проектах?

- Китайский рынок ежегодно растет примерно на 10% и в 2014 г. должен достигнуть 24 млн автомобилей. Основная продукция, реализуемая в стране, - автомобили, выпускаемые совместными предприятиями. Правительство поддерживает китайские бренды, стимулирует выпуск экологичной продукции, включая электромобили. Экспорт автомобилей из Китая невелик, и Chery занимает в нем лидирующую позицию. Внутренний рынок очень серьезно регулируется. Эти правила заставляют вкладывать очень много в НИОКР, и данные вложения обязательны для исполнения. Получаемые в результате новые продукты, конечно, востребованы на внутреннем рынке. Но появившиеся технологии, продукты принадлежат бренду, и их можно экспортировать в другие страны.

- В России все еще в целом неоднозначное отношение к китайским автомобилям. По-прежнему считается, что их качество невысоко, вопросы безопасности не все отработаны. Как вы оцениваете текущее технологическое состояние китайского автопрома? И что вы скажете тем, кто с осторожностью относится к китайским автомобилям?

- Chery четыре года потратила на внедрение системы качества, которая позволяет быть уверенным, что автомобиль будет выпущен абсолютно качественный, соответствующий всем стандартам. Например, у Chery есть совместное предприятие с израильской Israel Corporation, которое выпускает автомобили под брендом Qoros - эти машины получили по методике EuroNCAP самый высокий результат: 88 баллов. Раньше, к примеру, было сильное отставание у китайских и корейских брендов от японских. Но сейчас другие достижения и китайские автомобили тоже добиваются хороших результатов.

- Российский рынок сокращается. Что, на ваш взгляд, нужно сделать российским чиновникам, правительству, чтобы продажи машин в стране вновь начали расти?

- В 2008 г. была кризисная ситуация в Китае и было принято решение поддержать внутренние продажи: были изменены пошлины, смягчены налоги, в итоге продажи начали расти. Это потянуло за собой увеличение рынка логистических услуг и других отраслей. Китайский опыт может пригодиться и России.

- Что думают в Китае по поводу санкций, которые вводят против России США, Европа и другие страны из-за ситуации, связанной с Крымом?

- В основном это словесные упражнения, потому что Россия очень сильно интегрирована в Европу. Это единое целое, и его очень сложно разорвать на куски.