Налоговый выбор

Минфин раскритиковал законопроект Мин­энерго о новой системе налогообложения нефтяной отрасли: в таком виде она создает большие риски для бюджета
SMARTMONEY

НДД более эффективен для новых проектов, считает директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон: но его администрировать трудно, а НФР - почти так же, как налог на прибыль.

Замена НДПИ на НДД (налог на добавленный доход) для нефтяного сектора обсуждается несколько лет, в этом году правительство решило провести эксперимент на ряде месторождений (пока не отобраны). Премьер Дмитрий Медведев просил подготовить законодательную базу, а в конце августа Минэнерго разослало законопроект по ведомствам.

По проекту пилотными могут стать и новые, и действующие месторождения. Предлагаются две схемы, передал министр энергетики Александр Новак через пресс-службу. Первая - налог на финансовый результат (НФР): налогооблагаемая база - операционная прибыль от добычи, из которой вычитается 10% капвложений в течение четырех лет после начала инвестиций. Вторая - НДД: налогом облагается денежный поток от добычи нефти.

НДД более выгоден компаниям, объясняет человек, близкий к Минэнерго: налоговая база сразу уменьшается на капвложения, а при НФР - постепенно плюс вычет в 10%. НФР будет применяться к отдельным месторождениям на стадии эксперимента, затем при полномасштабном внедрении системы компании полностью перейдут на новый налог, отмечает Новак, а НДД будет внедрен только для отдельных месторождений.

Ставка обоих налогов - 60% (НДПИ при этом - 0%, пошлина на экспорт нефти - 30% с 2017 г.). Для НДД можно ввести прогрессивную ставку в зависимости от рентабельности, отмечает Новак, но только для новых месторождений - для действующих прежние капзатраты не должны учитываться.

Минэнерго планирует распространить НФР на всю отрасль при условии небольшой ставки налога на прибыль. Рассматривается и комбинированный вариант: компании раз в пять лет смогут менять систему налогов - обычная или НФР. Новак считает, что новые налоги позволят увеличить добычу. Но для Минэнерго крайне важно не допустить потерь бюджета, подчеркивает он.

Минфин категорически против предложенной Минэнерго конструкции (облагать налогом денежный поток), так как идеи могут поставить под угрозу устойчивость доходов, обеспокоен директор департамента Минфина Илья Трунин. Сейчас бюджет получает доходы от добычи даже при отрицательном операционном денежном потоке в отдельные периоды, отмечает он, во многих случаях при высокой доходности проекта налог должен уплачиваться и при отрицательном денежном потоке.

Кроме того, Минфин согласен на реформу только для тех участков, лицензии на которые были выданы незадолго до внедрения нового налога, указывает Трунин, но не для действующих проектов. Не хочет Минфин давать компаниям и право выбора налогов - переход на новую систему должен быть обязательным для всех проектов, удовлетворяющих определенным условиям. Система не должна применяться, только если она приводит к снижению налоговой нагрузки, объясняет Трунин.

При определении оптимального для отрасли и бюджета налога будет учитываться сложность администрирования, обещает Новак, НФР проще администрировать, поэтому его и планируется распространить на всю отрасль. Минэнерго пока не отказывается от идеи НДД, так как об этом просили компании, объясняет чиновник Минэнерго. В частности, это предлагал в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову президент «Роснефти» Игорь Сечин.