Авторынок в пике

Снижение продаж новых автомобилей продолжает бить рекорды - в августе оно составило 26%. Последняя надежда притормозить падение - программа утилизации автомобилей

Среди брендов, продажи которых в месяц превышают 1000 автомобилей, в августе положительную динамику показали лишь УАЗ (включая коммерческие авто, +1%), Great Wall (+5%), Lexus (+13%). Mazda и Volvo сохранили результаты прошлого года. Mercedes, обычно не подверженный колебаниям рынка, вырос на «скромные» 3%. Больше чем на 50% продажи упали у Chevrolet, Ford, Daewoo, Suzuki, Peugeot, Citroen и Geely.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в августе снизились на 25,8% до 172 015 автомобилей, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За восемь месяцев рынок сократился на 12,1% до 1,58 млн.

«Август стал еще одним трудным месяцем для продаж автомобилей, хотя это вряд ли кого-то удивило в индустрии», - приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. По его словам, недавно объявленная госпрограмма по утилизации и трейд-ину автомобилей вселила надежду, что падение можно остановить. Произойдет это или нет, будет зависеть от того, как быстро программа заработает, уточняет АЕБ.

Программа утилизации должна была начать действовать с 1 сентября - правда, пока не заработала. Предполагается, что эта программа распространится на легковые автомобили, LCV, грузовики и автобусы. Скидку на покупку новой техники смогут получить и граждане, и компании. Старые автомобили можно будет сдать не только в утиль, но и в трейд-ин (возраст - не менее шести лет). Скидки владельцам легковых автомобилей составят 50 000 руб. при утилизации и 40 000 руб. при трейд-ине, грузовиков и автобусов - 350 000 и 300 000 руб. Всего на программу в 2014 г. предполагалось потратить около 10 млрд руб. Она должна сдержать падение рынка, рассчитывал Минпромторг: по программе до конца года может быть продано до 170 000 автомобилей разных классов.

Программа действительно может помочь, говорит гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. По его мнению, успехом уже станет снижение продаж на 15-20% по итогам года. На фоне нестабильной экономической и политической ситуации в стране спрос на дорогостоящие товары, в том числе и автомобили, снижается, подтверждает тенденцию вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков.

Клиенты неохотно посещают автосалоны, говорит Дацкив. Стоки же дилеров переполнены: весной и в начале лета еще никто не ожидал столь мощного падения продаж и многие дилеры заказали слишком большие партии машин, рассказывает Моженков. Возможно, им придется устраивать большую распродажу, в том числе в ущерб собственному бизнесу, продолжает он.

Рынок ожидал снижения, но его темп превысил все прогнозы. В начале года АЕБ надеялась на падение не выше 5% от 2013 г., по итогам полугодия - на 12%. Если госпрограмма не заработает до конца года, падение в 2014 г. может превысить 20%, указывает Дацкив.