Пол-Google за Facebook

Капитализация крупнейшей в мире социальной сети Facebook впервые превысила $200 млрд. Инвесторы оценили то, как компания монетизирует свою мобильную аудиторию
Марк Цукерберг/ Simon Dawson/ Bloomberg

Капитализация Facebook впервые превысила $200 млрд. В минувший понедельник акции компании подорожали на 0,8% до $77,89 за бумагу и капитализация достигла отметки в $201,6 млрд. Ровно год назад акция Facebook стоила $44,04 - в 1,8 раза меньше, чем сейчас. Вчера к 21.00 мск капитализация компании чуть снизилась - до $201,2 млрд.

Сейчас, по данным Bloomberg Billionaires Index, Facebook - 22-я в мире по капитализации. Она оставила позади IBM, Intel, Oracle, Toyota, Coca-Cola и Bank of America, но почти вдвое уступает по капитализации крупнейшей в мире интернет-корпорации Google ($400,4 млрд). Для сравнения: Google за год (завершая вчерашним днем) подорожала на 31%.

Одна из причин роста стоимости социальной сети - ее успехи в работе с видеоконтентом, считают эксперты, опрошенные газетой Financial Times (FT): компания предложила издателям новые возможности проигрывания видео, что может увеличить ее доходы от продаж видеорекламы. Например, теперь видео проигрывается в новостной ленте Facebook автоматически, пользователю не нужно запускать его.

Другая причина - рост популярности мобильной версии Facebook в силу постоянного расширения рядов пользователей смартфонов. В Северной Америке их количество выросло в июне 2014 г. на 7% к уровню годичной давности - до 152 млн. В странах Азии - на 26% до 228 млн. А в Африке, по данным самого Facebook, его месячная активная аудитория составляет 100 млн пользователей, из которых более 80% пользуются сетью на мобильных устройствах.

Всего у Facebook 1,2 млрд активных пользователей, из них 1,07 млрд заходили в социальную сеть через мобильные устройства (данные на июнь 2014 г.). Это на 31% больше, чем годом ранее.

То, что посетители Facebook предпочитают версию для мобильных устройств, стало очевидно в 2012 г., когда количество его «мобильных» пользователей перевалило за половину. Очевидно стало и то, что компания пока не может зарабатывать на этой аудитории - в мобильной версии не было рекламы. Это не замедлило сказаться на котировках Facebook, которые с момента его IPO (май 2012 г.) упали почти вдвое. В ноябре 2012 г. гендиректор и основатель Facebook Марк Цукерберг признал проблему и пообещал сосредоточиться на мобильном направлении - что и было сделано. Сейчас большую часть выручки Facebook (92% во II квартале 2014 г.) обеспечивает продажа рекламы, в том числе и в мобильной версии (62% всех рекламных продаж против 41% годом прежде). Причем если в целом продажи рекламы в социальной сети выросли во II квартале этого года на 67% к уровню годичной давности, то в мобильной версии - на 151%.

И Facebook, и Google работают на одном и том же рекламном рынке, оба ориентируются и на крупных, и на мелких рекламодателей, расширяют базу пользователей, цитирует FT аналитика Pivotal Research Брайана Визера. Но по бизнес-фокусу и финансовой дисциплине Facebook превосходит Google, считает он, благодаря этому и капитализация Facebook растет быстрее, и рентабельность его выше, чем у Google (во II квартале 2014 г. их рентабельность по операционной прибыли составляла 47,8 и 26,7% соответственно).

В Facebook вкладывались и российские инвесторы, сумевшие предугадать грядущий взлет стоимости его акций. В начале 2009 г. владельцем 2% Facebook стал фонд DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова. Тогда DST оценивал всю соцсеть в $10 млрд - в 20 раз дешевле, чем она стоит сейчас. Позже фонд докупил еще 1,5% Facebook у его сотрудников, исходя из оценки всего в $6,5 млрд. Тогда эти оценки казались завышенными - в мире бушевал экономический кризис. Но во время IPO в мае 2012 г. инвесторы оценили Facebook уже в $104 млрд, с тех пор сеть подорожала еще вдвое. И не факт, что не подорожает еще: согласно данным, опубликованным на NASDAQ, среднюю целевую цену акции Facebook на год вперед аналитики инвестбанков оценивают в среднем в $85 - на 9,8% дороже, чем бумага стоила вчера к 21.00 мск.