Выборы без интриги

Предвыборная кампания была недорогой и малоинтересной. Основным средством агитации кандидатов в губернаторы стала наружная реклама
О приближении выборов напоминают рекламные щиты/ Евгений Егоров/ Для Ведомостей

Кандидат в губернаторы от «Единой России» Георгий Полтавченко лидирует по объему поступлений в свой избирательный фонд: на 7 сентября собрано 37,5 млн руб. Из них 110 000 руб. подано в нарушение требований местного закона о выборах губернатора, 100 000 руб. было возвращено юрлицу с неправильно указанной датой регистрации, еще 10 000 руб. из фонда должно быть перечислено физлицу, не полностью указавшему данные о себе, сообщили в горизбиркоме. В фонде кандидата от ЛДПР Константина Сухенко 12 млн руб., Андрея Петрова («Родина») - 5,74 млн руб., Тахира Бикбаева («Зеленые») - 2,4 млн руб., кандидата от КПРФ Ирины Ивановой - 1,52 млн руб. Полтавченко отличился и на старте - к 30 июля он собрал уже 24,3 млн руб., к 19 августа фонд был увеличен до 37,2 млн руб., а до 7 сентября в него доложили всего 285 000 руб. У Сухенко, напротив, на 30 июля было 30 000 руб., а на 19 августа - уже 10,03 млн руб., еще 2 млн руб. добавили до 7 сентября.

Сухенко говорит, что 10 млн руб. на его предвыборную кампанию дала партия, еще 2 млн руб. поступило от юридических и частных лиц. В фонд Ивановой 60% средств пожертвовал малый бизнес, остальное - средства партии и физлиц, рассказала финансовый уполномоченный кандидата Оксана Колганова. Все средства из фонда Петрова потрачены, эти деньги - пожертвования физлиц, членов партии «Родина», сказала представитель Петрова. Связаться с представителем Бикбаева не удалось, в пресс-службе «Единой России» вчера не ответили на вопросы «Ведомостей».

У всех кандидатов объем избирательных фондов был небольшим для губернаторских выборов, говорит политолог Александр Конфисахор. Предельный размер фонда - 100 млн руб.

Агитируют

Полтавченко на 7 сентября потратил 23,1 млн руб. (61,7% собранных средств), из них 22,3 млн руб. - на предвыборную агитацию. Большую часть собранных средств - 10,4 млн руб. (86,4%) - потратил Сухенко, Бикбаев израсходовал 1,8 млн руб. (75,5%). Почти полностью использовали фонды Иванова (92,3%) и Петров - около 100%.

Средства потрачены в основном на наружную рекламу: дороже всего обошлись билборды и уличные экраны, говорит представитель Ивановой. Вышло две агитационные газеты, на улицах размещены плакаты, добавляет она. Средства пошли на выпуск печатной продукции, оплату рекламы на билбордах, сити-форматах, видеоэкранах, а также рекламу в пригородных поездах, была проведена пресс-конференция, рассказал представитель Петрова. У Сухенко, помимо печатной продукции, было 25 «кубов», 250 рекламных конструкций размером 6 х 3 м и 130 - сити-формата, рассказал кандидат. «Я использовал нестандартные подходы, например выпустил печатные материалы с комиксами», - говорит Сухенко.

Полтавченко - абсолютный лидер по задействованным поверхностям в наружной рекламе, в его кампании использовано несколько сотен сторон всех видов конструкций, на втором месте - Сухенко, говорит топ-менеджер петербургского оператора.

Без дебатов

От Полтавченко и партии «Единая Россия» на конец июля было зарегистрировано 403 доверенных лица, сообщал горизбирком. У Ивановой - около 20 доверенных лиц, у Петрова - 60, у Бикбаева - 30, Сухенко говорит, что не использовал такую возможность и построил кампанию своими силами.

9 сентября на телеканале «Санкт-Петербург» прошли теледебаты с участием всех кандидатов. Им было отведено по две минуты на формулировку своей программы и по минуте - для ответов на вопросы, отобранные по итогам опроса 3000 петербуржцев; кандидаты высказывались в алфавитном порядке. Вопросы касались последствий санкций, сохранения исторического центра, незаконной трудовой миграции, экологии и ЖКХ.

Конфисахор оценивает нынешнюю избирательную кампанию как самую тусклую и неинтересную в новейшей истории. «Мы видим нежелание кандидатов вести кампанию, спорить, настаивать на своей точке зрения, - говорит Конфисахор. - Дебатов, по сути, не было: они предполагают столкновение разных позиций, а мы наблюдали, как они соглашаются друг с другом и не хотят спорить». Это не кампания, а профанация, где результат предопределен, а кандидаты лишь исполняют свою роль, как плохие актеры, заключает политолог.

Массово и досрочно

Досрочные выборы губернатора и муниципальных депутатов назначены на 14 сентября. На вечер 9 сентября на досрочных выборах проголосовало 5,17% избирателей, рассказал вчера глава горизбиркома Алексей Пучнин. Высокую явку он объясняет «эффектом мегаполиса»: по данным комитета по труду и занятости, 400 000 человек в воскресенье будут задействованы на работе, а управление садоводства и огородничества СПб подсчитало, что до избирательных участков с дач в воскресенье не доедет 1 млн садоводов. Досрочное голосование началось 3 сентября, в первые же дни Петербург лидировал по числу сообщений о нарушениях. В частности, депутат Госдумы и лидер петербургского отделения СР Оксана Дмитриева обратилась по поводу массовых нарушений в Генпрокуратуру, Следственный комитет и ЦИК. Была организована доставка граждан на избирательный участок в автобусах, бюджетники направлялись для участия в голосовании по распоряжению руководителей и военнослужащих, часы работы ТИКов и ИКМО изменялись произвольно, нарушения были в подведении итогов голосования, хранении конвертов с бюллетенями, жалуется Дмитриева.