Новый ответ России

Россия может запретить импорт некоторых видов одежды и машин. Это возможный вариант ответа на очередную порцию санкций против самой России. В Кремле уверены, что так помогут не только производителям, но и потребителям
Власти позаботятся о потребителях, ограничив им выбор/ Е. Дмитриева/ Ведомости

Россия подготовила ответные меры на случай новых западных санкций, заявил помощник президента Андрей Белоусов. В частности, может быть запрещен импорт автомобилей (прежде всего подержанных) и отдельных товаров легкой промышленности, в том числе некоторых видов одежды (цитаты по РИА). По его словам, Минэкономразвития уже составило перечень таких товаров. Представитель министерства отказался от комментариев. Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

Если «здравый смысл возобладает», ответные меры могут и не понадобиться, отметил Белоусов. Однако позже вечером Евросоюз официально объявил о введении нового пакета санкций с сегодняшнего дня (см. статью на стр. 01). Ограничения на ввоз продовольствия были введены менее чем через неделю после секторальных санкций ЕС и США, напоминает федеральный чиновник: так что и сейчас ответные меры могут быть запущены достаточно оперативно. Продовольственное эмбарго в начале августа было введено по указу президента Владимира Путина. Ответные меры будут вводиться своевременно, подчеркивает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Ответ на западные санкции должен быть таким, чтобы не навредить, а поддержать отечественных производителей и потребителей, заверил Белоусов. К тому же выбраны категории товаров, по которым европейские партнеры в большей степени зависят от России, чем Россия от них, указал он. Возможные ограничения на ввоз автомобилей как раз отвечают этой логике, подчеркивает федеральный чиновник: не навредят российским производителям, зато могут ударить по иностранным поставщикам.

польза и риски

По данным «АСМ-холдинга», доля подержанных импортируемых автомобилей в продажах легковых машин в России за семь месяцев составила всего 0,6%, грузовиков - 1%, автобусов - 0,2%. Поток автохлама резко сократился вслед за введением заградительных пошлин после кризиса 2008 г., напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Для сравнения: в 2008 г. доля подержанных легковых машин на рынке составляла 16,4%, по данным «АСМ-холдинга».

За семь месяцев 2014 г. в России было продано 374 800 новых импортных легковых автомобилей (26,8% от рынка), 55 581 грузовик, включая грузовые версии LCV (44,9%), 3184 автобуса, включая пассажирские версии LCV (13,1%, данные «АСМ-холдинга»). Основной поток импорта приходится на страны, которые ранее ввели против России санкции или присоединились к ним, замечает сотрудник одного из российских автозаводов. В топ-5 стран - экспортеров новых легковых машин в Россию входят Япония (78 987 машин за январь - июль, или 22,7% всего импорта), Великобритания (53 880, или 14,1%), Германия (46 370, или 12,1%), США (41 791, или 10,9%) и Чешская Республика (32 488, или 8,5%). Правда, нужно учитывать, что у глобальных автоконцернов есть заводы в разных странах и они теоретически могут наладить поставки некоторых моделей из стран, не попавших под запрет, отмечает Беспалов.

С российскими автопроизводителями возможный запрет не обсуждался, говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. 90% продаваемых автомобилей Renault в России здесь же и производятся, отмечает представитель компании. Запрет на импорт не станет болезненным для российского рынка, считает и директор «Камаза» по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Матасов. Мощности «Камаза» и других локальных производителей, в том числе иностранных, достаточны, чтобы заместить импорт, тем более в условиях сокращающегося второй год рынка, указывает он. После запрета импорта будет проще продать то, что выпускается в России, соглашается сотрудник одного из иностранных автоконцернов, построивших в России завод. Сотрудник российской компании считает, что запрет если и поможет местным автозаводам, то только в некоторых сегментах. При этом есть риски того, что запрет на европейские и японские машины резко увеличит поставки из Китая, Кореи, предупреждает он.

Если уж и поддерживать какие-то отрасли запретами на импорт, то по крайней мере те, где есть положительная динамика, отмечает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ. Автопром как раз отвечает этой логике, продолжает он: несмотря на снижение спроса, отрасль росла. Возможно, запрет подстегнет и программу утилизации, запущенную с сентября, добавляет он.

рынок для копий

В отличие от автопрома в легкой промышленности и тем более в производстве одежды импортозамещение может сработать лишь в отдельных нишах, которые смогут найти российские производители, рассуждает Миронов. Зато мера может быть достаточно чувствительной для европейских поставщиков, отмечает он. По словам представителя Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Игоря Ульянова, примерно 80-85% товаров текстильной и легкой промышленности привозится из стран Юго-Восточной Азии и только 15-20% - из стран Европы. Всего в 2013 г. Россия закупила текстиля и обуви из Европы на сумму примерно $2,6 млрд (см. график).

Роста цен на одежду вряд ли стоит ожидать, полагает Миронов: предложение едва ли существенно снизится. Европейские поставки вполне могут быть замещены китайскими копиями, иронизирует он.

По сравнению со структурой ВВП стран сопоставимого уровня развития доля легкой промышленности в России в разы ниже, отмечает Миронов: отрасль действительно необходимо поддержать. Запреты, разумеется, не лучший способ поддержки, но по крайней мере один из наименее коррупционноемких - в отличие от, к примеру, субсидий или преференций на госзакупках.