Салонная сделка

Единственный независимый сотовый ритейлер может лишиться независимости. МТС претендует на группу «Связной»
По числу салонов МТС даже превосходит «Связной»/ С. Портер/ Ведомости

МТС стала для «Связного» основным оператором-партнером после того, как в конце 2012 г. «Вымпелком» увеличил до 50% долю в главном конкуренте «Связного» - «Евросети», а другие 50% купил «Мегафон». Вскоре оба оператора прекратили продажу в «Связном» sim-карт и прием платежей (позже продажа контрактов возобновилась, но в меньших масштабах, чем прежде).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что получила ходатайство МТС о покупке ЗАО «Группа компаний «Связной» и продлила срок его рассмотрения. Также заявка подана на «дочек» группы «С-клуб», «Связной логистика», «Связной страхование», «Связной загрузка», «Мобильный телекоммуникационный сервис» и «Эксплей».

Решения о сделке нет, совет директоров МТС ее не рассматривал, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. МТС в числе инвесторов, с которыми идут переговоры, отмечает представитель «Связного» Мария Заикина, напоминая: основной владелец группы Максим Ноготков уже полтора года обсуждает продажу части бизнеса, чтобы привлечь средства в развитие ряда своих проектов.

Оценки всего «Связного» (включая сеть салонов связи и «Связной банк») доходили до $1,5 млрд, предполагалось, что инвестор вложит как минимум $300 млн и примет долг в $500-600 млн, рассказывали источники «Ведомостей». О переговорах с МТС в июле 2014 г. сообщал «Коммерсантъ» - правда, по его информации, речь шла о покупке доли (49%) только в сети салонов связи.

На конец 2013 г. чистый долг ритейлера «Связной» составлял около 9 млрд руб., выручка - 108 млрд руб. (управленческая отчетность).

В 2011 г. Svyaznoy N.V. (головная компания группы) думала об IPO на Лондонской бирже, затем - о частном размещении. Среди вероятных покупателей назывались «Сбербанк CIB», владелец Access Industries Леонард Блаватник, группа «Онэксим».

Покупка «Связного» могла бы помочь МТС сэкономить на привлечении абонентов, считает аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина: этим руководствовались «Вымпелком» и «Мегафон», покупая «Евросеть». Но стоимость привлечения в последнее время и так сильно снизилась, а у МТС большая собственная сеть салонов. В розничной сети «Связной» 3200 салонов, у самой МТС - 3979 (на июнь 2014 г.), в том числе 2768 собственных. Зато в мультибрендовую сеть приходят абоненты разных операторов, объяснял источник, близкий к МТС. Кроме того, «Связной» мог бы помочь МТС улучшить условия закупок оборудования за счет больших объемов, добавляет Лепетухина.