У «АвтоВАЗа» новый маркетолог

Как стало известно «Ведомостям», вице-президентом «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу вскоре станет управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин
Денис Петрунин/ Максим Стулов/ Ведомости

Исполнительный вице-президент по продажам, маркетингу и сервисному обслуживанию «АвтоВАЗа» Мартин Франц Зост уходит в отставку, рассказали «Ведомостям» сотрудник компании и близкий к ней человек. Он проработал на «АвтоВАЗе» всего два месяца. Зост покидает компанию по состоянию здоровья, говорят собеседники «Ведомостей». Его место займет управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин, говорят один из дилеров Hyundai, дилер «АвтоВАЗа» и источник, близкий к «АвтоВАЗу».

Петрунин и представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказались. Представитель «Хендэ мотор СНГ» не подтвердил информацию о предстоящем уходе Петрунина.

Приказы об увольнении Зоста и назначении Петрунина еще не подписаны, смена может произойти в октябре, говорит источник на «АвтоВАЗе». Дилер российской компании уточняет, что новый вице-президент приступит к работе в начале месяца.

Петрунин хорошо знает российский рынок, технологии продаж и сервиса зарубежных автоконцернов, объясняет выбор источник, близкий к «АвтоВАЗу». Ранее он работал уполномоченным по организации сбыта автомобилей в российском представительстве BMW, руководителем бренда Volkswagen в России. Пост управляющего директора «Хендэ мотор СНГ» занял в 2008 г. «Это очень опытный менеджер, - говорит руководитель управления Hyundai ГК «Автомир» Владимир Доровских. - Он участвовал в разных проектах, но основной заслугой я бы назвал внедрение очень качественной системы обслуживания клиентов - на уровне немецких автоконцернов». Это вкупе c появлением конкурентных моделей (прежде всего Hyundai Solaris) позволило компании восстановить продажи после кризиса 2008-2009 гг. и увеличить долю на рынке, отмечает Доровских. По данным АЕБ, в 2008 г. доля Hyundai в России составляла 6,6% рынка, по итогам восьми месяцев 2014 г. - 7,4%.

Петрунина знают многие дилеры, он пользуется у них авторитетом, комментирует дилер «АвтоВАЗа». «Кроме того, Петрунин - россиянин, а это положительно повлияет на коммуникации с дилерами Lada, ведь далеко не все они знают английский», - добавляет он.

В январе - августе 2014 г. продажи Lada в России упали на 18% до 247 289 шт., доля рынка составила 15,6%, по данным АЕБ. В краткосрочной перспективе чуда в продажах от Петрунина не ждут - рынок пока плохой, говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». Прежде всего новому топ-менеджеру нужно улучшать качество сервисного обслуживания Lada, делать бренд привлекательнее.

«Петрунину нужно в первую очередь заняться серьезным улучшением имиджа Lada, а также качественно вывести на рынок новые модели - в 2015 г. [седан] Lada Vesta, в 2016 г. - [кроссовер] Lada Xray, - считает дилер «АвтоВАЗа». - Если это будет сделано грамотно, с адекватным ценовым позиционированием, это увеличит продажи Lada».

Новинки помогут, но вряд ли «АвтоВАЗ» сможет, как ранее заявлялось, занять 20% рынка в 2016 г., считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В этом году рынок падает, в следующем, если не будет новых потрясений, останется на уровне 2014 г., а рост может возобновиться только в 2016 г. В этих условиях и с учетом усиливающейся конкуренции отвоевать долю на рынке «АвтоВАЗу» будет крайне сложно. По мнению Беспалова, в 2016 г. Lada может занять не более 17-18% рынка.