Не хватает на путешествия

Одна из крупнейших турфирм мира TUI на 30% сужает выбор туров в России. Падение курса рубля заставило часть россиян отказаться от отдыха за рубежом
Krisztian Bocsi/ Bloomberg

Крупнейший туроператор мира - британо-немецкий TUI Travel сокращает предложение для российских туристов на 30%, рассказал его гендиректор Питер Лонг. Причина - снижение курса рубля. «[В России] мы с осторожностью думаем о зиме. Мы снижаем предложение, а затем <...> примем программу на следующее лето», - цитирует его слова агентство Reuters.

Компания оптимизирует портфель с учетом спада спроса, уточнил «Ведомостям» директор по маркетингу и продажам «TUI Россия» Ивор Вукелик. Большая часть продаж в туроператорском бизнесе, в том числе и у TUI, приходится на лето, зимой продажи традиционно меньше, констатирует он.

На ближайшую зиму российский TUI полностью отказывается от продажи путевок в непрофильные для него страны - Индию, Таиланд и ОАЭ - и оптимизирует предложение по тем европейским направлениям, где спрос особенно снизился. У компании останется широкий выбор горнолыжных туров в Европу, а фокус продаж TUI в России, по словам Вукелика, переместится на Египет, куда российские туристы ездят зимой особенно охотно.

TUI - публичная компания и поэтому одной из первых на рынке заявила о кризисе, который весь рынок чувствует уже несколько месяцев, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Туристическая отрасль сразу замечает, когда люди сокращают расходы на отдых или вовсе отказываются от поездок, констатирует она. Ведь хотя в валюте туры не подорожали, но в рублях - довольно ощутимо.

С 1 июня 2014 г. рубль подешевел по отношению к доллару на 12%, а по отношению к евро - на 12,7%.

Спрос на зарубежные поездки упал не только из-за ослабления рубля, считает Вукелик, но и из-за роста экономической напряженности, и в связи с банкротством многих мелких и средних туроператоров. За четыре месяца с рынка ушли «Нева», «Лабиринт», «Южный Крест» и еще с десяток компаний, переоценивших спрос в этом туристическом сезоне. Из-за их недобросовестных действий пострадали 56 000 туристов, говорила недавно вице-премьер Ольга Голодец. Сейчас правительство готовит поправки в закон «Об основах туристической деятельности»: в частности, предполагается обязать всех туроператоров делать отчисления в индивидуальные фонды персональной ответственности - минимум по 100 руб. за каждого туриста, которого они отправляют на отдых. Кроме того, уже подписано постановление, по которому турфирма обязана заранее (по крайней мере за сутки до вылета) снабдить туриста всеми документами на отдых - в частности, билетами туда и обратно.

Замминистра туризма Алла Манилова месяц назад заявляла, что «ни о каком кризисе [в туристической отрасли] речи быть не может». За январь - август 2014 г. рынок выездного туризма сократился всего на 4-5%, «которые можно считать статистической погрешностью», говорила она (цитаты по «РИА Новости»). Крупнейшие российские аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово» даже отчитались об увеличении пассажиропотока за восемь месяцев (+20-25% к аналогичному периоду 2013 г.), но на внутренних направлениях. В этом году, по словам Маниловой, министерство ожидает «минимум 15%-ного роста внутреннего туризма». Если люди реже ездят отдыхать за границу, это не обязательно помогает внутреннему туризму, это «не сообщающиеся друг с другом сосуды», отвечает Ломидзе из АТОР.

Рынок, конечно, сужается, отмечает топ-менеджер одного из крупнейших российских туроператоров, и с точки зрения управления бизнесом сокращение предложений - нормальный ход, чтобы не потерять экономическую эффективность. Впрочем, по его словам, некоторые туроператоры пока не сокращают предложения, поскольку работают вместе с авиакомпаниями, которые выполняют чартерные рейсы, и вынуждены поддерживать их.

Чего ожидать от следующего года? Летние контракты заключаются в январе и пока рано говорить о том, сколько их будет, осторожен топ-менеджер крупного туроператора. Экономика в рецессии и оправится от нее лишь через два-три года, ссылается Ломидзе на прогнозы экономических ведомств: «Значит, будем ждать два-три года».