Спортивная доходность

Хоккейный клуб СКА намерен в этом сезоне получить 700 млн руб. выручки, около четверти должна принести фирменная торговля, рентабельность которой достигает 50%
Вице-президент СКА Роман Ротенберг (в центре) рассчитывает открыть еще один магазин, а потом развивать онлайн-торговлю/ Е. Егоров/ Ведомости

Общая выручка от коммерческой деятельности хоккейного клуба СКА в сезоне 2014/15 достигнет 700 млн руб., а прибыль - 350 млн руб., надеется вице-президент клуба Роман Ротенберг. В прошлом сезоне выручка клуба была 500 млн руб., в 2012/13 - 300 млн руб., говорил он ранее.

Это чистые доходы без учета средств учредителя и бюджетообразующего спонсора - «Газпрома», говорит Ротенберг. Спонсоры СКА - «Газпром нефть», сеть АЗС «Газпром нефть», магазины спортивного питания Vitawin, инжиниринговая компания BСС и производитель профнастила «Металл профиль», сказано на сайте клуба. Цена рекламного контракта «Газпром нефти» - 1,18 млрд руб., он действует с 1 декабря 2013 г. по 1 декабря 2014 г.

СКА получает доходы от продаж атрибутики, билетов и лож, интернет-магазина, мерчандайзинга и спонсорства, перечисляет Ротенберг. Выручка в 700 млн руб. - это половина зарплатного бюджета клуба, в течение пяти лет он может выйти на самоокупаемость, говорит Ротенберг. По данным КХЛ, в прошлом сезоне у СКА был самый большой зарплатный бюджет в лиге - 1,27 млрд руб.

Клуб развивает собственные магазины под вывеской Hockey Club. Первый магазин - на Невском проспекте, 23, - открылся в 2012 г. Он вышел на самоокупаемость через год после открытия, говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы СКА Ольга Романенко. По ее словам, ассортимент магазина - примерно 700 SKU. Там продаются головные уборы, спортивные товары и одежда, аксессуары, сувениры и др., сказано на сайте сети.

Еще один магазин работает в Ледовом дворце (домашняя арена клуба, вмещает около 12 300 человек). По словам Ротенберга, ежемесячный оборот двух точек - около 10 млн руб., минимальная маржа - 50%. Бренд формирует высокую добавленную стоимость, с похожей маржей работают магазины Adidas и Nike, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

В пятницу клуб открыл третий магазин, он находится в ТЦ «Галерея». Площадь магазина - 95 кв. м, говорит Романенко. Четвертый Hokey Club клуб планирует открыть в «Пулково», потом клуб сосредоточится на развитии онлайн-торговли, сказал Ротенберг. По его словам, с управляющей компанией аэропорта уже подписан договор. Магазин появится в терминале «Пулково-1» на втором этаже, подтверждает представитель ООО «ВВСС», которое управляет аэропортом. Клуб рассчитывает на поток туристов, даже летом, когда игр нет, продажи в магазинах оставались на высоком уровне, говорит Ротенберг.

Директор по развитию бизнеса департамента торговой недвижимости «Colliers International Санкт-Петербург» Анна Никандрова оценивает ставку для магазина в «Галерее» в $1800-2000 за 1 кв. м в год, а инвестиции в открытие (отделка и оборудование без учета коллекции) - примерно в 2 млн руб.

Открывать магазин СКА в «Галерее» не стоило, там очень высокие ставки, а трафик таким магазинам нужен специфический, вряд ли «Галерея» сможет его генерировать, считает Бурмистров. Количество потенциальных потребителей атрибутики СКА раз в 20 меньше, чем у «Зенита», поэтому для СКА было бы достаточно одного магазина в городе - рядом с ледовой ареной, логичнее развивать онлайн-торговлю, говорит Бурмистров. По его оценке, выручка магазина «Зенит-арена» может составлять порядка $8000 c 1 кв. м в год, а выручка магазина СКА в «Галерее» будет не выше $4000, в «Пулково» - $5000, но из-за высоких ставок точки будут работать в минус.

У клуба есть потенциал роста по выручке, но он всегда будет упираться в количество зрителей, атрибутику покупают, как правило, только те, кто посещает матчи, говорит партнер Deloitte Сергей Воропаев. По его словам, для дальнейшего развития клуба нужен многофункциональный комплекс с ареной на 20 000 зрителей. Дополнительным источником дохода может послужить внедрение в ассортимент большего количества позиций повседневной одежды с небольшим логотипом СКА на ней, добавляет Воропаев.