«Камаз» вышел в плюс

После убыточного первого полугодия к концу III квартала «Камаз» отчитался о прибылях. Но чистая прибыль за девять месяцев почти на треть ниже, чем год назад
Продажи «Камаза» в России пока падают медленнее, чем рынок/ Bloomberg

Чистая прибыль «Камаза» за девять месяцев - 1,5 млрд руб., на 32,8% меньше, чем в январе - сентябре прошлого года, говорится в опубликованном вчера отчете по РСБУ. Выручка сократилась на 9% до 70,2 млрд руб.

Столь серьезное снижение было ожидаемо - ситуация на рынке грузовиков не только не улучшилась, но и ухудшилась, рынок сократился на 25% из-за падения спроса, поясняет аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Продажи «Камаза» (-11,7%) в России пока падают меньше рынка в целом (-17,2%), отмечает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. По его словам, если сравнивать результаты продаж «Камаза» с показателями продаж в России иностранных автопроизводителей, то в десятке лидеров меньшее падение показывает лишь шведская Scania (-9,8%). При этом в плюсе находятся только отечественный Ural (+7,8%) и японский Hino (+25,1%).

По данным Кокоревой, долг «Камаза» вырос на 3 млрд руб. до 17 млрд руб., с ростом задолженности возрастают расходы на его обслуживание (что также отрицательно влияет на прибыль), но компании удалось снизить себестоимость продаж на 15,1% до 56,5 млрд руб.

Помимо сокращения рынка негативно на финансовых результатах сказался рост коммерческих расходов с 2,8 млрд до 9,8 млрд руб., отмечает Кокорева. По ее словам, рост расходов связан с утилизационными сборами, которые съедают значительную часть прибыли.

«У нас в I и II кварталах были убытки <...> Но итоги девяти месяцев - очень хороший результат», - говорит пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев. Компания вышла в плюс, потому что повысила эффективность, снизила расходы и издержки, а также за счет работы «дочек», добавляет он.

«Камаз» получил в первом полугодии 1,5 млрд руб. убытка против 2,6 млрд руб. прибыли годом раньше. Автозавод выплатил утилизационный сбор за первое полугодие, а субсидию от государства (на поддержание рабочих мест, выпуск автомобилей стандарта «Евро-4» и проч.) получил только за I квартал, поэтому такой перекос в финансовых показателях, ранее объясняла «Ведомостям» убытки за шесть месяцев Елена Милинова, бывшая тогда финансовым директором «Камаза».

Кокорева не ожидает улучшения финансовых результатов «Камаза» по итогам года. «Рынок тяжелых грузовиков продолжит сокращаться и может упасть еще на 10%», - говорит она.

Moody's Investors Services 13 октября понизила долгосрочный рейтинг «Камаза» с Ba1 до Ba2 с «негативным прогнозом». Корпоративный рейтинг «Камаза» переведен в рейтинг вероятности дефолта, прогноз также негативный, говорится в сообщении рейтингового агентства. Понижение рейтинга Moody's объясняет ожиданием ослабления финансовых показателей предприятия в 2014 и 2015 гг. На рентабельность «Камаза» помимо замедления на отечественном рынке грузовых автомобилей негативно влияет 20%-ная девальвация рубля с начала года, отмечает агентство.

«Наши экспортные поставки выигрывают от падения рубля, кредитов в иностранной валюте у нас нет», - возражает Афанасьев. «От падения рубля мы как проиграли, так и выиграли - окончательный результат станет понятен по итогам года», - настаивает он.