Персона - Стефан Лёвен, премьер-министр Швеции

Новый премьер-министр Швеции считает, что его страна может научить остальную Европу сочетать рыночную экономику с политикой справедливого распределения
PONTUS LUNDAHL/ TT NEWS AGENCY / AFP

Всю свою жизнь, до недавнего избрания премьер-министром Швеции, Стефан Лёвен работал в профсоюзе, борясь за права простых рабочих - мужчин и женщин. Возможно, такой выбор предопределило его непростое детство. Стефан Лёвен родился в 1957 г. в стокгольмском районе Аспудден, а уже через 10 месяцев после рождения мать отдала его в детский дом. Ее отцом был убежденный нацист. Как позже объясняла мать Лёвена, ей претило жить вместе с человеком таких взглядов и, уже родив близнецов, она решила покинуть дом отца. Но содержать двоих детей ей было не по карману, поэтому один из них и был отдан в приют. Эту историю Лёвен узнал уже взрослым, в своей книге «Полет шмеля» он написал: «Конечно, неприятно узнавать такое, но я не имел никакого отношения к этому человеку». Через несколько лет малютку Стефана усыновили приемные родители. Между ними и его биологической матерью было заключено соглашение, которое позволяло ей взять опеку над сыном. Но она этого так и не сделала. Позже Лёвен не раз повторял, что к матери у него нет никакой злобы и обиду на нее он не держит. «Она страдала, и я понимаю ее поступок - это самое трудное, что мог сделать родитель», - рассказывал он в 2012 г. в интервью шведскому изданию Allehanda.

Когда Лёвену было 22 года, он разыскал свою биологическую мать и брата-близнеца, с которым дружит до сих пор. «Я был очень счастлив узнать, что у меня есть брат, и, конечно, мне было очень интересно с ним встретиться», - рассказывал Лёвен в интервью Aftonbladet.

В 2006 г. Лёвену пришлось пережить еще одно открытие. Оказалось, что у него есть старшая, хотя и неродная сестра Шарлотта - дочь его приемного отца, наличие которой он тщательно скрывал. «Я вышел с ней на связь совершенно неожиданно, сначала я даже не поверил, что это возможно, потом мы встретились в Музее современного искусства, и с тех пор мы продолжаем общаться. Я благодарен судьбе за то, что мы узнали друг друга, даже если прошло много лет», - писал Лёвен в своей книге.

Премьер без образования

Его приемные родители были простыми людьми: отец работал на заводе, мать - помощницей в доме для инвалидов и стариков. Кроме Стефана в семье было еще двое детей - Моника и Роланд. После учебы в средней школе Стефан окончил двухлетний курс гимназии по специальности «экономика», затем прошел курсы сварщиков при Государственном управлении рынка труда в Крамфорсе. Полное образование Лёвену получить так и не удалось - после полутора лет учебы в Институте социальных наук в Умео он был отчислен. После отчисления он прошел военную службу в Емтландской авиационной флотилии.

Лёвен никогда не отличался усердием в учебе, зато работать начал с раннего возраста. С детства он трудился на почте и лесопильном заводе. «У меня всегда было стремление работать с людьми, и я бросил учебу, мне было слишком тоскливо в институте, но я действительно восхищаюсь теми, кто может столько учиться», - признавался Лёвен в интервью Allehanda. А вот политикой он начал интересоваться с раннего детства. Любовь к социализму ему привили родители. Подростком он стал основателем Объединения молодых социал-демократов в Суннерсте. «Когда Роберт Кеннеди был убит, мне было 11 лет, я пришел домой из школы, и мама рассказала мне, что его застрелили, тогда я вспомнил об убийстве Мартина Лютера Кинга, я помню, что это глубоко тронуло и обидело меня», - говорил Лёвен в интервью Dagens Arena.

Из сварщиков в профлидеры

В 1979 г. Лёвен устроился работать сварщиком на заводе Хегглундс. «В перерывах мы сидели и пили кофе на маленьких коробках, даже не стульях, и вот тогда, сидя на коробке, я впервые выступил против такого отношения к рабочим», - рассказывал Лёвен Allehanda. С этого момента сварка его уже мало интересовала, он загорелся идеей бороться за права сварщиков и других трудящихся. Уже через два года его выбрали представителем профсоюзной группы завода.

Работа по профсоюзной линии захватила Лёвена. В 1995 г. он стал омбудсменом в Союзе шведских металлистов - вел переговоры по заключению контрактов между рабочими и предпринимателями, поддерживал международные связи с другими профсоюзами по всему миру. В 2001 г. был избран вице-председателем союза. А в 2005 г. стал первым председателем вновь образованного профсоюза рабочих металлургической промышленности IF Metall. По информации Stockholm News, в 2014 г. этот профсоюз занял первое место в рейтинге самых влиятельных профсоюзов в Швеции. Он представляет интересы 370 000 рабочих из самых разных секторов.

«Эта работа стала частью меня, я никогда не думал о том, чтобы делать что-то другое. Путешествовать по стране, вероятно, было лучшей частью моей работы, в поездках я знакомился с предпринимателями, рабочими, старался дать людям ощущение уверенности в завтрашнем дне», - вспоминал Лёвен в интервью Allehanda.

Со времен работы в профсоюзе IF Metall Лёвена связывает дружба со многими выдающимися социалистами по всему миру. Особые отношения у него сложились с Луисом Инасиу Лулой да Силвой (президент Бразилии в 2003-2011 гг.). «Во время избирательной кампании Силвы я принимал участие в семинаре по вопросам труда, и он пришел на него, в то время я работал в международном отделе профсоюза Metall, тогда мы впервые познакомились», - вспоминал Лёвен. По его словам, в 2007 г., уже будучи президентом Бразилии, да Силва приехал с государственным визитом в Швецию, чтобы получить опыт профсоюзного шведского движения. «Тогда мы организовали встречу всех наших старых профсоюзных друзей, мы долгое время его [Силву] поддерживали», - делился Лёвен с Dagens Arena. Дружеские отношения связывают Лёвена и с лидером лейбористской партии Великобритании Эдвардом Милибэндом: «Мы близки друг другу, мы похожи и мыслим одинаково».

Неожиданный взлет

Профсоюз IF Metall Стефан Лёвен возглавлял до 2012 г. Параллельно с профсоюзной деятельностью развивалась его политическая карьера. В 2006 г. он был избран в исполнительный комитет социал-демократической партии Швеции. А в январе 2012 г. после отставки Хокана Юхольта с поста председателя партии Лёвен был единогласно избран новым лидером социал-демократов. Так он стал лидером оппозиции и начал подготовку к парламентским выборам 2014 г. По его словам, сначала он неохотно принял предложение стать новым лидером партии: «Я никогда не сидел в парламенте, не был министром правительства, но для меня это честь, шанс еще больше помогать людям». Так как его избрали председателем партии в промежутке между выборами, Лёвен не был депутатом шведского парламента - риксдага - и не мог присутствовать там во время заседаний и дебатов, вместо него от имени социал-демократов в риксдаге выступал Магнус Данберг. «Для меня, как и для многих шведов, новость о назначении Стефана Лёвена председателем партии стала неожиданностью», - говорит политический редактор Allehanda Сюзанна Сйостедт. Она считает, что его выбрали за гибкость, которую он проявил в период финансового кризиса, когда вел с предпринимателями переговоры о сокращении зарплаты, хотя были и те, кто называл его предателем профсоюзов: «До своего назначения Лёвен не имел никакого политического опыта, но сельское хозяйство и промышленность - неотъемлемые части политики, а он реально знает, чего хотят рабочие».

Приоритеты Лёвена

Возглавив партию, Лёвен сделал акцент на промышленной и инновационной политике, в частности на активном содействии развитию бизнеса. Во время первого выступления в качестве главы партии он предложил создать Совет по инновационной политике. Среди приоритетов он выделил проблему глобализации: «Глобализация - это технологии, это инновации, они позволяют создать новые условия для политической работы». Не забывал Лёвен и о насущных проблемах - например, проблеме равенства между мужчинами и женщинами. По его словам, необходимо сконцентрироваться на том, чтобы в некоторых районах появилось больше рабочих мест для женщин, чтобы у них был отпуск и право на переквалификацию с гарантией на дальнейшее трудоустройство. «Не все люди заинтересованы в справедливости, - подчеркивал Лёвен. - Следует помнить, что ничего не работает само по себе». Особое место в своей политике Лёвен уделил вопросу создания общеевропейских профсоюзов на уровне Евросоюза. «Когда я встречаюсь с нашими европейскими коллегами из профсоюзов и европейскими политиками, обсуждение в основном сводится к национальным проблемам, но я пытаюсь вывести социальные проблемы на более высокий уровень», - рассказывал Лёвен Dagens Arena. По его словам, важно, чтобы условия для рабочих создавались не отдельно в Германии, Италии или Франции, а на глобальном общеевропейском уровне, «для этого сейчас есть все условия», продолжает Лёвен. Он уверен: Швеция может научить остальную Европу, как сочетать рыночную экономику с политикой справедливого распределения.

Не оглушительная победа

Четырнадцатого сентября 2014 г. «красно-зеленая коалиция» из социал-демократов, Левой партии и Партии зеленых одержала победу над правящей правой коалицией «Альянс за Швецию», получив 43,8% голосов и 159 мест в шведском риксдаге. «Пора продемонстрировать свою ведущую роль, важны решительные действия, Швеции необходимо правительство, которое может обойтись без ультраправых, даже если они считают себя «царетворцами», - заявил тогда Лёвен Euronews. Позже он отказался от сотрудничества и с Левой партией. Сразу после выборов спикер риксдага Урбан Алин предложил кандидатуру Лёвена на пост премьер-министра Швеции. Далеко не всем понравилась эта идея. Из 349 депутатов его поддержали 132 члена парламента. Против его кандидатуры выступили демократы. А воздержались от голосования 154 члена из «Альянса за Швецию», Умеренной коалиционной партии, Партии центра и др. Но по законодательству в Швеции действует система отрицательного парламентаризма, поэтому кандидатура на пост премьера должна получить не больше 175 голосов «против».

В своем политическом курсе Лёвен выделил ряд проблем, среди них уменьшение вредных выбросов ископаемого топлива, инвестиции в инфраструктуру и улучшение общественного транспорта и борьба с бедностью и безработицей.

Во внешнеполитическом курсе Лёвен обозначил традиционные направления шведской политики: сотрудничество со странами Скандинавского полуострова, предоставление помощи Афганистану, поддержка ООН в борьбе с «Исламским государством» и осуждение аннексии Крыма Россией. Неожиданным стало заявление премьера относительно признания Государства Палестина. Президент Палестины Махмуд Аббас назвал это намерение Лёвена почетным и выразил надежду, что за Швецией последуют и другие страны. С жесткой критикой в его адрес выступила представитель госдепартамента США Джен Псаки, отметив, что признание Палестины государством пока преждевременно, а также министерство иностранных дел Израиля, куда был вызван посол Швеции Карл Магнус Нессер для разъяснений. Впрочем, внешнеполитическая деятельность - не главное из того, чем предстоит заниматься Лёвену, он в основном будет заниматься внутренними делами Швеции.

Разъезжать по стране

«Социалисты сформировали правительство после неубедительной победы на выборах потому, что их потенциальные конкуренты были не лучше. У партии шведских демократов в прошлом были связи с неонацистским движением, их политические установки бессвязны - кроме твердой неприязни к иммигрантам. В правом крыле встречаются в основном реакционные политики», - пишет The Guardian. «Победа Лёвена будет представлять собой возврат к традициям социал-демократов, т. е. это будет более традиционная политика, нацеленная на обеспечение благосостояния общества. За последние восемь лет правоцентристское правительство ввело многочисленные налоги и довело до критического состояния школы и больницы, поэтому население поддержало левых», - пишет The Financial Times. Многие шведские бизнесмены до последнего сомневались в том, что Лёвен - хороший кандидат на пост премьера, опасаясь, что социал-демократы после прихода к власти выступят против частных компаний. «Я люблю Стефана Лёвена, он знает о промышленности в нашей стране, вероятно, лучше, чем любой другой политик, но пока мне неясна его политическая линия», - цитирует шведского бизнесмена The Financial Times. По словам депутата из Умеренной коалиционной партии Швеции, Лёвен был назначен премьер-министром только из-за громадной поддержки населения: «Он техническая фигура, которая в правительстве ничего решать не будет, его главная функция - разъезжать по стране, общаться с людьми и решать их проблемы, собственно, этим он и занимался в профсоюзе». «Парламентская многопартийность не позволяет какой-то одной партии получить большинство и самостоятельно сформировать правительство, поэтому к Левой партии и социал-демократам решили примкнуть шведские зеленые, которые стремятся увеличить социальную поддержку населения», - объясняет Маркус Адольфссон из Университета Упсалы. По его мнению, за время правления консерваторов начали проседать образование и здравоохранение, серьезной ревизии подверглась «шведская модель социализма». «Результаты выборов не позволяют левому блоку получить абсолютную самостоятельность в правительстве, и Лёвену придется взаимодействовать с правоцентристами», - говорит эксперт. «Внешняя политика Швеции станет более осмотрительной, предвыборная кампания показала, что общество не хочет включения страны в НАТО», - прогнозирует Адольфссон. По его словам, больших изменений во внутренней политике произойти не должно.