Точка зрения: Кто уйдет с рынка

Для иностранных розничных компаний в России наступают непростые времена. Для зарубежного ритейлера решение об уходе с рынка - не просто оптимизация расходов, но и снижение капитализации бренда, в которую заложена его узнаваемость в разных странах мира, и потеря перспектив роста. Вопрос - кто уйдет? Пока что единичные случаи, например Wendy's, не столько связаны с геополитическими аспектами, сколько объясняются проблемами коммуникации российских и зарубежных партнеров. Свернуть деятельность решат и компании, не успевшие завоевать заметную долю рынка и развитие которых требует значительных финансовых затрат, неприемлемых в смутные времена.

Но у покупателей будет складываться ощущение, что эпоха доминирования иностранных ритейлеров закончилась. Еще и потому, что иностранные бренды, коммуницируя с потребителем, больше не будут подчеркивать происхождение, наоборот, станут мимикрировать под российские. Как, например, в 1990-е и нулевые годы отечественные бренды притворялись иностранными.

Потребительская активность перераспределится - доходы сейчас растут в основном в бюджетном секторе. Поэтому современный ритейл, ориентированный на космополитичный средний класс, будет вынужден перестроиться. Конкурентным преимуществом будет не только громкий бренд, но и гибкость и креативность его местного офиса.

Иностранным ритейлерам могут помешать только два фактора: очередной раунд ограничений на импорт товаров и увеличение таможенных расходов. Продовольственное эмбарго открыло для них законодательные возможности. Не исключено, что список товаров, подпадающих под ограничения, пополнится одеждой. Что касается таможни, то усложнение процедур рассматривается ВТО как нетарифное регулирование, потому что негативно сказывается на импорте. Ритейлеры, которым нужно оперативно завозить много разнообразной продукции, становятся заложниками процедур таможенного оформления. В этом случае мы будем сначала наблюдать негативные данные о динамике продаж в России в отчетности торговых операторов и только потом - их уход с рынка.

Уже давно никто из зарубежных брендов не заявляет о масштабных программах экспансии в Россию. Хотя сложившаяся ситуация создает новые возможности для нишевых игроков. И денег на это они потратят куда меньше, чем раньше.