Информированная четверть

Только каждый четвертый интернет-пользователь в России регулярно читает новости, подсчитал «Яндекс». Зато новостные выпуски в эфире смотрят практически все телезрители
СМИ публикуют все больше новостей в интернете, но этот рост происходит только за счет региональных изданий/ Е. Разумный/ Ведомости

Новости в интернете читает только каждый четвертый интернет-пользователь в России, подсчитал «Яндекс» по данным за первые шесть месяцев года. Такой пользователь хотя бы раз в месяц заходит на сайты отечественных СМИ. Активных потребителей новостей еще меньше - только 4% российских пользователей (15% от всех читателей новостей) просматривают на новостных сайтах по 30 и больше страниц в месяц. «Яндекс» не приводит данных, как изменились эти показатели за последние годы.

При этом выпуски новостей хотя бы раз в месяц смотрят 94% телезрителей старше четырех лет (данные TNS по жителям городов с населением более 100 000 человек за первые шесть месяцев года). Причем популярность выпусков новостей из-за событий на Украине резко выросла: к примеру, в феврале - апреле их аудитория увеличилась по сравнению с началом года сразу на 40%.

Впрочем, сравнивать данные по телевизионной и интернет-аудитории новостей следует с оговорками. «Яндекс» для статистики использует информацию по уникальным пользователям, которые не равны людям: человек может заходить в сеть с нескольких устройств и каждое из них считается за отдельного уникального пользователя. Пол и возраст такого пользователя «Яндекс» определяет по его поведению в сети. TNS же использует для телеизмерений несколько тысяч специальных приборов (пиплметров), установленных в домохозяйствах по всей стране, и потом на основе данных о телесмотрении проживающих в этих домах рассчитывает статистику смотрения всей страны.

При этом СМИ производят все больше и больше новостей в интернете. За три года число новостных сообщений российских СМИ увеличилось в полтора раза - теперь они каждый день выкладывают в сети 47 000 сообщений, подсчитал «Яндекс». Само число изданий, которые публикуют новости в рунете, выросло примерно в те же полтора раза - с 3000 до 4600.

Но этот рост обеспечили только региональные издания, указывает «Яндекс»: на них уже приходится почти половина новостей в рунете и объем их сообщений за три года вырос в 2 раза.

Зато уровень активности центральных СМИ с 2011 г. практически не изменился.

Сами читатели довольно консервативны - почти половина из них предпочитает пользоваться в течение месяца только одним источником новостей, еще четверть читает новости на двух-трех сайтах.

Главные поставщики новостей в рунете - газеты, информагентства, телеканалы и радиостанции. На них приходится 80% сообщений, остальные выпускаются собственно онлайн-СМИ (теми, что работают только в сети) и тематическими сайтами. Впрочем, в регионах пропорция другая - там онлайн-СМИ и тематические сайты выпускают около половины новостей.

Больше всего новостей в день публикуют «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Русская планета». Окупается ли их активность, из данных «Яндекса» не ясно. Компания по соглашению со СМИ не может раскрывать данные по аудиториям их сайтов, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова.

Из тематических СМИ в топ-10 самых активных традиционно входят только спортивные издания - «Чемпионат» и Sports.ru.

Впрочем, как источнику новостей сами СМИ больше всего традиционно доверяют информагентствам. На каждые 100 публикаций в информационных агентствах приходится 166 ссылок и 65 перепечаток в других СМИ. В итоге самые цитируемые в рунете - ТАСС, «РИА Новости» и «Интерфакс». По этому показателю ТАСС за три года вырвался вперед, а «Коммерсантъ» и «Известия» сильно потеснили РБК, который прежде был четвертым в списке самых цитируемых СМИ.

При этом СМИ все чаще стараются публиковать собственные новости или переписывать их своими словами и меньше копировать сообщения коллег: доля перепечаток за три года сильно снизилась. В конце 2010 г. сообщения, почти полностью копирующие новости других изданий, составляли 25%. В 2014 г. в среднем по России сообщений «под копирку» было лишь 16%.

Для этого исследования поисковик использовал данные своего раздела «Яндекс. Новости» и технологию «Яндекс.Метрика». Мобильные версии сайтов СМИ и их приложения в исследовании не учитывались. Это второе исследование «Яндекса» по медиасфере рунета, первое было выпущено в 2011 г.