Полетам мешают с земли

Андрей Махонин/ Ведомости

Наземное обеспечение полетов в российских аэропортах находится на низком уровне, заявила вчера авиакомпания «Ямал» (12-е место среди российских авиакомпаний) в специальном сообщении на официальном сайте. Через несколько часов сообщение было удалено, но скриншот первоначального сообщения остался у «Ведомостей». Представитель авиакомпании «Ямал» вчера вечером на звонок и письмо «Ведомостей» не ответил. Представители «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири» и «Ютэйр» не прокомментировали сообщение «Ямала».

В «Анализе проблем наземного обеспечения полетов в аэропортах России» компания сообщила о неоднократных угрозах столкновения самолетов с наземной техникой на летном поле. С 2010 г. с самолетами авиакомпании произошло около 18 «авиационных событий», причиной которых стали нарушения работниками служб правил обеспечения полетов в российских аэропортах, отмечает авиаперевозчик. Как сообщает «Ямал», в 2004 г. самолет авиакомпании едва не столкнулся со снегоуборочной машиной, выехавшей на ВПП аэропорта Салехарда. В 2014 г. после посадки в аэропорту «Рощино» «во время руления в непосредственной близости от воздушного судна курс руления пересек топливозаправщик», «если бы экипаж не применил экстренное торможение, то столкновение с топливозаправщиком могло привести к воспламенению и взрыву».

«Ямал» неоднократно обращался в транспортную прокуратуру, территориальные органы Росавиации и Ространснадзора. К сожалению <...> данная проблема так и остается неразрешенной...» - говорится в сообщении компании. Там отмечено, что именно о ненадлежащем обеспечении полетов и свидетельствует катастрофа самолета Falcon 50 в аэропорту «Внуково».

Представитель Росавиации отметил, что все случаи выездов на полосу расследуются, разрабатываются профилактические меры, чтобы не допустить нарушений в будущем. Представитель ведомства рассказал, что совсем недавно на русский язык было переведено так называемое справочное руководство ИКАО по работе группы по обеспечению безопасности на взлетно-посадочной полосе. Росавиация направляет его для реализации в аэропорты, авиакомпании и поставщикам обслуживания воздушного движения «для организации системной работы по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП».

Пилот, командир воздушного судна в одной из авиакомпаний, говорит, что за свою практику не сталкивался со случаями несанкционированных выездов на полосу. Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов отмечает, что проблема несанкционированных выходов техники и животных на полосу существует, но она была более актуальна в советское время.