Конец «Татарстана»

Авиакомпания «Татарстан» признана банкротом. Расплатиться с кредиторами нечем: имущества осталось меньше чем на 100 млн руб. - почти в 30 раз меньше, чем требуется

На 1 января в парке «Татарстана» числилось четыре Airbus 319 (два из них взяты в лизинг на 96 месяцев у ALS Irish Leasing и Aircraft Portfolio Holding Limited за $22,9 млн), два Ту-154, один Boeing 737, говорится в пояснительной записке к годовому отчету компании. Airbus и Boeing возвращены лизингодателям, 15 самолетов Cessna, взятых в лизинг у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), были переданы по соглашению о перемене стороны обязательств в авиакомпанию «Ак барс аэро», сказано в пояснительной записке.

Арбитражный суд Татарстана вчера признал авиакомпанию «Татарстан» банкротом и ввел процедуру конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен член нижегородского НП «Альянс» Евгений Грабалин.

В конце апреля авиакомпания подала в арбитраж заявление о собственном банкротстве, суд 2 июня ввел процедуру наблюдения на полгода. Однако кредиторы авиакомпании на первом собрании 16 октября решили ходатайствовать в суде о конкурсном производстве. Сумма требований кредиторов первой очереди на 16 октября - 2,3 млрд руб., второй очереди - 35,5 млн руб. (в том числе 13,5 млн руб. задолженности по заработной плате), говорится в протоколе собрания.

Среди крупнейших кредиторов - госхолдинг «Связьинвестнефтехим» и его «дочка» ООО «Инвестнефтехим» (568 млн и 190 млн руб. соответственно), международный аэропорт «Казань» (420 млн руб.), УК «Приволжская продовольственная корпорация» (518 млн руб.), «Ак барс аэро» (165 млн руб.) и др. «Связьинвестнефтехим» и «Инвестнефтехим» 17 октября обратились в суд с заявлением о смене их в реестре кредиторов на компанию «Нетаф», которой с июня принадлежит бизнес-перевозчик «Авиасервис» (до этого владельцем была «Ак барс аэро»).

На 1 июля АК «Татарстан» имела основных средств на сумму 77,4 млн руб., дебиторскую задолженность в 217,2 млн руб., запасы в виде товарно-материальных ценностей - 10,6 млн руб., убыток в 2013 г. составил 3,2 млрд руб., сообщает «Интерфакс» со ссылкой на конкурсного управляющего. Сумма недостающих для удовлетворения требований кредиторов денежных средств составит более 2,7 млрд руб., передает «Интерфакс» оценку Грабалина.

На начало года у АК «Татарстан» было активов на 1,5 млрд руб., видно из годового отчета.

Росавиация аннулировала сертификат АК «Татарстан» 31 декабря 2013 г. после крушения ее Boeing 737 (17 ноября), в котором погибло 50 человек. Из свидетельства эксплуатанта было выведено и передано в «Ак барс аэро» 12 лизинговых самолетов, сумма убытка для АК «Татарстан» при этом составила 111 млн руб., говорится в протоколе собрания кредиторов.

В соответствии с договором об отступном для полного прекращения обязательств по договору кредитования были списаны в пользу «Ак барс аэро» здание пожарного депо, авиационно-технический комплекс и два земельных участка, говорится в протоколе. Однако большой долг АК «Татарстан» перед «Ак барс аэро» вкупе с другими долгами ставит под угрозу существование и второй татарстанской авиакомпании.

«Теоретически вернуть самолеты в ГТЛК было возможно, но самолеты брались под реализацию пилотного проекта развития региональных перевозок в ПФО, - говорит главный редактор Aviaport Олег Пантелеев. - Чтобы проект не сорвался, нужны были именно эти самолеты, предпосылок отказаться от них не рассматривалось».

Нужно было сохранить авиакомпанию и людей вместе с самолетами перевели в «Ак барс аэро», активы начали раздираться раньше: авиационно-техническая база начала переходить в «Ак барс аэро» еще в начале прошлого года (тогда авиакомпании заявили, что намерены объединиться); сумма, за которую она ушла, существенно занижена, утверждает источник «Ведомостей» в авиакомпании.

Пресс-служба «Ак барс аэро» не ответила на запрос «Ведомостей». Мобильный бывшего директора АК «Татарстан» Заура Хуснутдинова вчера был отключен.

«Если в начале прошлого года рассматривались различные варианты спасения компании [«Татарстан»] и ее перепрофилирования (инженерно-техническое обслуживание и ремонт), то теперь в сложившейся ситуации в авиатранспортной отрасли банкротство и ликвидация через конкурсное производство - единственный вариант», - говорит Пантелеев.