Покупателям не «О'кей»

Продовольственное эмбарго и переток потребителей в дискаунтеры ухудшили финансовые результаты сети гипермаркетов «О'кей»

«О'кей» расстроила инвесторов. 10,3

процента потеряли бумаги сети «О'кей» в цене и стоили на закрытие LSE $6,275 за расписку, при том что индекс депозитарных расписок российских компаний в Лондоне поднялся на 1,4%

Гипермаркеты сильнее других форматов почувствовали последствия российского продовольственного эмбарго. Выручка в сопоставимых магазинах «О'кей», которая росла с начала года, за III квартал снизилась на 1,9% из-за падения трафика на 4,6% при росте чека лишь на 2,8%. Наиболее сильно негативная динамика проявилась в сентябре, отметила компания. Покупатели из-за экономической ситуации изменили поведение: они стали покупать меньше необходимых товаров и в целом меньшее число товаров за один поход в магазин, заметила «О'кей».

Сеть гипермаркетов сильнее, чем ее конкуренты, пострадала из-за запрета на ввоз основных продуктов питания из США, ЕС, Норвегии, Австралии и Канады, признал глава ритейлера Тони Майер. «Наш ассортимент фруктов, овощей, сыра и молочных продуктов сократился. Это одна из причин, которые привели к замедлению потока покупателей и уменьшению числа товаров в корзине», - отметил он (его слова приводятся в сообщении). «О'кей» снизила прогноз роста выручки на 2014 г. до 7-9 с 12-16%, ожидавшихся ранее, а также по рентабельности EBITDA - до 7,5-8 с 8% ранее, сообщил Майер. «Влияние всех [связанных с продовольствием] санкций на нашу выручку мы оцениваем примерно в 5%, которые она потеряла в росте», - сказал глава компании. В результате к концу торгов вторника цена глобальных депозитарных расписок «О'кей» упала до годового минимума на Лондонской фондовой бирже (подробнее см. врез).

Сопоставимые продажи «Ленты», также специализирующейся на гипермаркетах, в III квартале увеличились на 8,9% к уровню годичной давности. В I и II кварталах 2014 г. они росли быстрее - на 13,6 и 14,1% соответственно. «Мы чувствуем, что покупатели стали аккуратнее тратить деньги и стали больше покупать у дискаунтеров», - говорил менеджмент «Ленты».

У лидера отрасли - сети магазинов «Магнит» - рост сопоставимых продаж в июле - сентябре 2014 г., напротив, ускорился до 17,2% против 7,2% в I квартале и 13,4% во II квартале (к аналогичным периодам 2013 г.). У дискаунтеров «Пятерочка», входящих в X5 Retail Group, сопоставимые продажи III квартала росли самыми высокими темпами по группе - на 17,7% против 4,3% у супермаркетов и 4,5% у гипермаркетов, которые в отличие от дискаунтеров показали отток трафика.

Покупатели все чаще ходят за продуктами в дискаунтеры, констатирует Марина Ерскова из российского подразделения Nielsen: «Четверть респондентов в сентябре заявили, что объем их покупок в дискаунтерах за последние три месяца возрос». Только около 15% ответили, что сократили свои покупки в таких магазинах. Во всех остальных форматах покупать стали меньше. «Скорее всего, именно из супермаркетов покупатели сегодня переходят в дискаунтеры», - предполагает эксперт. Объем покупок в гипермаркетах, по данным Nielsen, почти не изменился.