Персона - Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group
Самый популярный британский бизнесмен о предстоящем полете в космос, финансовой модели своего диверсифицированного бизнеса и о передаче Virgin Group детям«Курица или говядина?» Типичный вопрос стюардессы Virgin Atlantic срывается с моих губ, пока сэр Ричард Брэнсон изучает свое меню. Не глядя на меня, филантроп, предприниматель и искатель приключений сообщает, что отказался от говядины девять месяцев назад, когда прочитал о влиянии скотоводства на состояние тропических лесов. «Я нахожу, что отказ от мяса нисколько мне не мешает», - говорит он.
Virgin Group
Инвестиционная группа. Владелец - Ричард Брэнсон. Выручка (2012 г.) - $24 млрд. Основана в 1970 г. Под брендом Virgin работает более 400 компаний в 29 странах, занимающихся авиа- и железнодорожными перевозками, организацией отдыха, путешествий, продажей туристических туров. Компании группы работают в индустрии развлечений (звукозапись, музыкальные фестивали, азартные игры), финансовом секторе (страхование, предоставление кредитов, пластиковые карты, сбережения), в сфере телекоммуникаций (услуги фиксированной и мобильной связи), розничных продаж (книги, алкогольные напитки, подарочные сертификаты). Virgin инвестирует в альтернативные источники энергии, оздоровительные клубы, экологические проекты.
Меню в Locanda Verde явно для мясоедов, но я отгоняю мысли о тартаре и ищу что-то, что успокоило бы и мой аппетит, и совесть моего собеседника. Залитый солнцем ресторан в принадлежащем Роберту де Ниро отеле Greenwich - одно из тех местечек в нью-йоркском районе Трайбека, в которых почему-то не протолкнуться и спустя пять лет после открытия. Брэнсона на пути к нашему столику притормозила фотомодель и телеведущая Хайди Клум.
Брэнсон раньше тут не бывал (он передоверил выбор ресторана своим помощникам), и ему, как человеку с репутацией сибарита, не приходится ожидать особых удовольствий от еды. «Мне очень повезло, что моя прекрасная жена фантастически готовит, - мягко говорит он. - Но я буду есть все, что дадут».
Дождавшись официанта, Брэнсон заказывает казаречче, трубочки с цветной капустой, изюмом и рикоттой, а в качестве основного блюда - цыпленка в чесноке со шпинатом и жареной картошкой. Помня о тропических лесах, я выбираю салат из маринованной свеклы на закуску, а затем обнаруживаю в меню палтуса. В 2011 г. Брэнсон добавил к своим обязательствам спасение морей, присоединившись к Ocean Elders («Старейшинам океана») - группе высокопоставленных лиц, в которую входят также вдовствующая королева Иордании Нур аль-Хусейн и Тед Тернер. Все в ли в порядке с палтусом, спрашиваю я Брэнсона. Он заверяет, что да. Вместо вина он просит просто плеснуть немного апельсинового сока в стакан воды. Я заказываю бутылку газированной воды, уже не задумываясь о влиянии пузырьков на окружающую среду.
Земля в иллюминаторе
Наш ланч выпал на середину типичной брэнсоновской недели. Она началась в Монреале со встречи с его благотворительным фондом Virgin Unite, затем последовал переезд в Торонто для запуска программы обучения для канадских бездомных от Virgin Mobile. В Нью-Йорке он участвует в пресс-конференции Глобальной комиссии по наркополитике - в эту группу входит девять глобальных лидеров в отставке, она занимается декриминализацией использования наркотиков.
Потом он отправляется в Вашингтон, чтобы позавтракать с сенатором-республиканцем Рэндом Полом перед тренировкой в центрифуге под Филадельфией. Брэнсон готовится к перегрузкам в долгожданном суборбитальном космическом полете с Virgin Galactic, которую он называет «первой в мире коммерческой космической компанией». Где-то в промежутках между этими появлениями на публике он также найдет время, чтобы поуправлять эклектичной коллекцией из авиа- и железнодорожных компаний, спортзалов, операторов мобильной связи, радиостанций, музыкальных фестивалей и банков, на которых он выстроил свое состояние в $5 млрд, по оценке Forbes.
В личном общении Брэнсон - почти застенчивый шоумен. Он редко вступает в визуальный контакт, пряча взгляд за копной серебряно-золотых волос, и поигрывает ручкой, рассказывая о своей новой авантюре. Подвиги вроде катания на воздушных шарах и высокоскоростных катерах уже в прошлом - в свои 64 года он намерен отправиться за новым ощущениями в космос. «За восемь секунд разгоняешься от нуля до 3500 миль в час», - говорит Брэнсон. При перегрузке в 4,5 единицы «чувствуешь это на собственном теле».
Его мечта пережить «эффект наблюдения Земли из космоса», о котором рассказывают астронавты, отложилась примерно на семь лет, но сейчас он рассчитывает в марте следующего года вместе с 29-летним сыном Сэмом стартовать из «космопорта» в Нью-Мексико.
Брэнсон участвует в космической гонке со своими друзьями-миллиардерами - основателем Tesla Motor Элоном Маском и сооснователем Google Ларри Пейджем (Брэнсон был тамадой на свадьбе Пэйджа в доме последнего на Некере (Британские Виргинские острова), дом Маска расположен по соседству). Он мечтает о ракетах с тех пор, как в 1969 г. увидел высадку американцев на Луну, но настаивает, что эта гонка нечто большее, чем причуда богача.
«Космическая компания станет нашим флагманом, - утверждает предприниматель. - Поскольку мы - единственная частная компания в мире, отправляющая людей в космос, в ближайшие несколько месяцев каждая компания из группы Virgin окажется в ореоле этой славы». Интервью состоялось до крушения корабля SpaceShipTwo, на котором Брэнсон собирается лететь в космос (см. врез).
Жить своей жизнью
Приносят наши закуски - перед Брэнсоном ставят тарелку с дымящимися макаронами, он подцепляет кусочек цветной капусты, говорит, что вкусно. Прошло уже 30 лет с тех пор, как из независимого звукозаписывающего лейбла его Virgin превратилась в конкурента British Airways. Но последний план Брэнсона, как и прежде, заключается в том, чтобы заняться бизнесом, про который он мало что знает, но хочет улучшить.
Он строит два «очень больших» круизных корабля, «чтобы посмотреть, можем ли мы привлечь людей вроде меня, которые никогда не были в круизах». Кажется, его не беспокоит, что он входит в незнакомый бизнес: «Главное в управлении компанией - быть хорошим слушателем». Предприниматель смотрит на морские круизы как на отрасль с плохим управлением - так же, как это было в 1980-х с авиакомпаниями. Я вспоминаю свои первые полеты на Virgin Atlantic с дешевыми билетами, ироничными стюардессами и бесплатным мороженым (в одном из таких полетов я познакомился с будущей женой). Но после терактов 11 сентября, в эпоху пластиковых ножей и высоких цен, не потеряла ли Virgin Atlantic то, что делало ее особенной?
«Я всегда нервничаю по этому поводу», - задумчиво отвечает Брэнсон. Он утверждает, что опыт компании не вредит еще с тех времен, когда у Virgin был только один самолет, но допускает, что «другие авиакомпании сделали все возможное, чтобы догнать нас». Virgin Atlantic также пять лет ожидала поставок нового флота, но наконец-то дождалась и уже летает на Boeing 787 Dreamliner: «Это изменит восприятие».
Авиакомпания никогда не была самой прибыльной частью группы Брэнсона. В прошлом году она вполовину уменьшила убытки - до 51 млн фунтов стерлингов, в этом году менеджмент обещает прибыль. Точные цифры в таких холдингах с налоговой оптимизацией всегда выглядят расплывчато, но Брэнсон утверждает, что Virgin Group «на сильнейших позициях, чем когда-либо», - располагает большой наличностью и не имеет чистого долга.
Бизнес-модель группы также позволяет распылять наличность более осторожно, чем собственные бренды. Сейчас 49% Virgin Atlantic принадлежит Delta Air Lines, Брэнсон продал свой небольшой пакет в телекоммуникационном бизнесе Virgin Media, сама Virgin инвестировала около $500 млн в космическую компанию Virgin Galactic, но 30% от совокупных затрат пришли из Абу-Даби. Многие из его бизнесов контролируются другими инвесторами, с которых Virgin собирает лицензионные платежи за использование ее имени.
Эта модель позволяет Брэнсону идти на кажущуюся причудливой диверсификацию при ограниченном риске. Так что, хотя два круизных лайнера и будут стоить $2 млрд, «мы привлечем внешних партнеров», отмечает он. В 2012 г. Virgin заявляла о «глобальных доходах от брендов» в размере 15 млрд фунтов стерлингов, но никогда не ясно, сколько из этих денежных потоков возвращается непосредственно в Virgin.
Финансовое состояние Virgin должно подкрепиться в ближайшие месяцы благодаря листингу двух входящих в нее компаний. Virgin Money, британская компания по финансовым услугам, планирует привлечь 150 млн фунтов стерлингов в ходе биржевого размещения в Лондоне, а Virgin America, бюджетная американская авиакомпания, в которой группе принадлежит 22% акций, заполнила документы для IPO в Нью-Йорке. Речь идет об оценке компании на уровне $1 млрд, но вышколенный Брэнсон ничего не комментирует.
Хотя вездесущий Брэнсон и участвует в маркетинге всех компаний под брендом Virgin, по времени бизнесом он занимается гораздо меньше, чем филантропией и личными увлечениями. Прикончив наполовину свои макароны и вернувшись к игре с ручкой, он говорит, что делегирует гораздо больше вещей, чем выбор ресторана для интервью. «Я научился этому, когда мне было 20 с небольшим. Это позволяет мне жить своей жизнью», - отмечает он. Жизнь Брэнсона - дом на Карибах, кайт-серфинг и регулярные попытки побить мировые рекорды (у него их уже четыре, включая звание самого пожилого кайт-серфера, переплывшего Ла-Манш) - важная часть его беззаботного бренда.
«Возраст, что поделаешь!»
В сентябре он объявил сотрудникам, что они могут брать настолько большой ежегодный отпуск, насколько хотят, - при условии, что они «будут чувствовать себя на 100% комфортно по поводу того, что они и их команда справятся со всеми проектами». Брэнсон говорит, что он давно берет длинные отпуска, уделяя бизнесу по два-три часа в день, но делегируя достаточно полномочий, «чтобы иметь время на воспитание детей».
Он только что закончил строительство нового дома на Некере для своих детей, Сэма и Холли. Они сами готовятся стать родителями (Холли ожидает рождения близнецов) и становятся все более значимыми фигурами в благотворительности, авантюрах и компании Брэнсона.
«Они хотели испытать себя», - говорит он, подразумевая занятия Холли в медицинском институте и кинопродюсерскую компанию Сэма. Сейчас оба открыто говорят о том, что однажды сменят отца в бизнесе. «Я думаю, компании выигрывают от того, кто является их лицом, особенно семейные компании, - а у Сэма и Холли лица помоложе, чем у меня», - добавляет Брэнсон. С тех пор как он 17-летним студентом основал свой первый бизнес, молодежный журнал Student, прошло уже 46 лет. «Давно это было, но очевидно, что я надеюсь на 20-летних», - он умолкает, подразумевая, что передача компании преемникам - это отдаленная перспектива. Предприниматель хочет, чтобы Virgin, подобно Apple, стала «глобальным, уважаемым брендом, который, будем надеяться, переживет своего создателя».
Вопрос, на который пока нет ответа, - смогут ли его дети удержать такую разнообразную группу, как Virgin, в которой центральная роль принадлежала ее основателю. Словно по сигналу, он просит прощения за то, что ему придется выйти: «Возраст, что поделаешь!» Когда Брэнсон удаляется, один из его помощников подходит ко мне сообщить, что у нас осталось всего 10 минут: впереди у основателя Virgin следующая встреча.
Мы проговорили целый час, а основным блюдом еще и не пахнет. Я в раздражении зову официанта, требуя еды и счет. Он бледнеет и стремительно исчезает на кухне.
Когда Брэнсон возвращается, я спрашиваю его о решении полностью переселиться на Британские Виргинские острова, о чем много и враждебно писали британские СМИ, - в прошлом году он для этого продал свой дом в Оксфордшире. Самый популярный предприниматель Британии оправдывает свое решение исключительно личными причинами: «Если кто-то приедет на Некер, он сразу поймет, что это прелесть что за место для жизни».
Время поджимает, но нашу еду наконец-то приносят - блестящий кусище желтого палтуса для меня и поджаристый куриный окорочок для моего гостя. Он рычит: «Ох уж эти американские порции». Странно, но он ни разу не упомянул свою седьмую книгу, «Путь Virgin», выход которой послужил формальным поводом для нашего интервью. Я спрашиваю, зачем он ее написал. «Если жизнь была хорошая, я считаю, важно схватить в ней то, что может быть поучительным для будущих поколений», - отвечает Брэнсон. Затем он признается, что сам прочел не так уж много руководств по менеджменту. Хотя такое признание вряд ли поможет продажам книги, он добавляет: «Думаю, лучший способ - это взяться и делать, а не книжки читать».
Куриный окорочок оказался слишком большим для Брэнсона. «Не хочу, чтобы он пропал», - говорит он официанту и просит завернуть остатки с собой. Мы проговорили полтора часа, но непохоже, чтобы мой собеседник спешил. Официант спрашивает, будем ли мы чай или кофе, и приносит нам напитки бесплатно - счет-то я уже оплатил. Брэнсон выбрал чай: «Когда я пью слишком много кофе, я сам на себя не похож». Но тут входят двое его сотрудников и говорят, что надо немедленно ехать на следующую встречу. Он предлагает им куриный окорочок, но они забирают Брэнсона так быстро, чтобы никаких шансов попробовать еду шефа у них не было. Миллиардер встает из-за стола, улыбается на прощание и оставляет меня наедине с недопитым чаем и остатками своего ланча.