«Яндекс» сокращает долю поиска

Доля «Яндекса» на рынке поиска в ноябре, по данным Liveinternet.ru, впервые за четыре года упала ниже 60%. Представитель компании призывает не спешить с выводами

Доля «Яндекса» на российском рынке интернет-поиска в первую декаду ноября упала ниже 60% - до 59,7%, следует из данных сервиса статистики Liveinternet. В среднем за последние четыре недели доля «Яндекса» составила 59,9%, хотя по итогам октября она достигла 60,1%.

Доля российского поисковика упала ниже 60% впервые за последние четыре года, пишет «Интерфакс». Хотя у «Яндекса» были проблемы с падением доли и раньше. В январе 2007 г. она составляла 58,1%, а к марту следующего года доля «Яндекса» снизилась до 53,5%. Однако затем ситуация стала меняться: в январе 2009 г. доля поисковика выросла до 56,4%, а год спустя достигла 60%, а затем и 63%, подсчитал «Интерфакс». Но в 2011 г. у «Яндекса» вновь начались проблемы с долей рынка. В сентябре 2011 г. из-за этого на 13% обвалились котировки «Яндекса» на NASDAQ. Это произошло после того, как основатель компании Аркадий Волож рассказал о снижении доли поисковика на встрече с представителями инвестфондов.

После этого компания совершила ряд шагов для увеличения своей доли: например, в 2012 г. «Яндекс» выпустил браузер со своим поиском по умолчанию, договорился с Apple, чтобы она внесла «Яндекс» в список поисковиков в своих устройствах.

Уже тогда было ясно, что уменьшению доли «Яндекса» в рунете способствует активное развитие операционной системы для мобильных устройств Android от Google. В Android по умолчанию встроен и поиск от Google, благодаря чему доля американского поисковика стремительно растет. Только за последний год Google нарастил свою долю в рунете на 4,4 п. п. до 30,9% в октябре 2014 г. (данные Liveinternet), а в первую декаду ноября она достигла 31,6%. Доля «Яндекса» за год уменьшилась на 1,7 п. п.

Колебания доли переходов на внешние сайты в 1-2% случаются не впервые, ни один измеритель не показывает точную позицию поисковых систем, поэтому «Яндекс» ориентируется не только на Liveinternet, но и на несколько других источников, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Кроме того, переходы на внешние сайты не являются универсальной метрикой для оценки доли поисковиков на рынке.

По словам Мелкумовой, изменения в доле поиска часто происходят из-за усиления дистрибуции на разных платформах. Например, доля падает при росте доли браузера Chrome (его разрабатывает Google. - «Ведомости»), где доля «Яндекса» ниже, чем во всех остальных браузерах. Но с другой стороны, потери от Chrome частично компенсируются ростом «Яндекс.Браузера», добавляет она.

Кроме того, «незначительно снизить переходы с поисковой системы на внешние сайты могло расширение функционала самого поиска», рассказывает Мелкумова: «Часто ответ появляется прямо в результатах поиска - и тогда переход на другой сайт или сервис «Яндекса» не обязателен, поскольку пользователь сразу получает решение своей задачи».

«Это незначительные колебания, не падение. Выводы пока делать рано, надо смотреть на долгосрочный тренд», - резюмирует Мелкумова.