Джон Чень: Персона - Джон Чень, генеральный директор BlackBerry

За год новый генеральный директор BlackBerry спас компанию от разорения. Теперь его цель - потеснить Apple и Samsung
Hannah Yoon/ Bloomberg

1992

RIM нашла решение, с помощью которого можно было не только принимать, но и отправлять сообщения с пейджера. У Лазаридиса возникла идея конвертировать это решение в возможность обмена сообщениями электронной почты с помощью беспроводной связи. В 1996 г. RIM представила свой первый пейджер для двусторонней связи Inter@ctive

1998

Появился первый BlackBerry - карманный беспроводной компьютер, имеющий шестистрочный дисплей и позволяющий использовать базовые функции электронной почты и двусторонней пейджинговой связи. Пользователи также могли просматривать специально отформатированные страницы с новостями, погодой и данными фондового рынка. Название предложил один из инженеров компании - кнопки клавиатуры напомнили ему ягоду ежевики (blackberry)

2002

RIM выпустила BlackBerry 5810 (на фото) - первый смартфон с поддержкой сетей GSM и технологии пакетной передачи данных GPRS. У аппарата не было динамика, поэтому пользователям нужно было присоединять к нему наушник

2013

RIM сменила название на BlackBerry

BlackBerry Limited

Телекоммуникационная компания. Крупнейшие акционеры (данные Bloomberg): Primecap Management Company (11,05%), Fairfax Financial Holdings (8,85%), сооснователь компании Майк Лазаридис (4,98%). Капитализация - $5,9 млрд. Финансовые показатели (за шесть месяцев финансового года, закончившихся 30 августа 2014 г.): выручка - $1,88 млрд, чистый убыток - $184 млн.

Одним из первых решений, принятых Джоном Ченем после назначения на пост генерального директора BlackBerry в ноябре прошлого года, стала конфискация у жены телефона Samsung Galaxy. «Была пара вечеринок, на которые мы пришли вместе, и, когда моя жена доставала Samsung, все смотрели на меня и веселились, - рассказывает он. - В конце концов я сказал, что ей нужно пользоваться BlackBerry. «Нет, мне нравится мой Samsung», - заявила она, а я ответил, что смущаюсь из-за нее». Возможно, она по-прежнему пользуется тем телефоном тайно? «Не хотел бы я об этом знать, - язвительно отвечает Чень. - Может быть множество секретов, о которых я не знаю».

Либо делай, либо помирай

Поначалу его жена нашла новый телефон трудным в управлении. Да и сам Чень долго возился со своим BlackBerry в первый раз. «В самом начале сложнее, но, как только разберешься, он действительно оказывается довольно мощным. Все остальные девайсы по сравнению с ним выглядят немного как игрушки», - утверждает гендиректор BlackBerry. Он сравнивает этот опыт с вождением Lamborghini, принадлежащего его другу: «Там особая последовательность действий, но, как только вы понимаете, где что находится, это просто взрыв мозга. Вот почему, кстати, я бы никогда не купил Lamborghini. Мы тоже должны быть уверены в том, что кривая обучения не такая крутая».

Это всего один из множества вызовов, перед которыми стоит 59-летний Чень. В ноябре 2013 г. он уже готовился выйти на пенсию, как вдруг получил предложение изменить политику BlackBerry. Когда мы встречаемся за чаем в нью-йоркском отеле Mandarin Oriental, он выглядит на удивление расслабленным. Стоит прекрасная осенняя погода, послеполуденное солнце проникает сквозь окна в лобби на 35-м этаже отеля. Чень выглядит, как многие гендиректора, любящие вид на Центральный парк: строгий костюм с галстуком в полоску плюс значок BlackBerry на лацкане пиджака.

Спокойная уверенность Ченя не лишена оснований. Компания переживала экзистенциальный кризис, когда он к ней присоединился, но гораздо надежнее стоит на ногах после того, как новый гендиректор обрубил издержки и заметно снизил скорость, с которой компания проедала деньги. За последний год ее акции почти удвоились в цене.

Но пока что BlackBerry остается бледной тенью себя самой. На пике, в 2008 г., она продавала каждый пятый смартфон в мире, ее доля рынка оценивалась в $80 млрд против нынешних $5,6 млрд. Сейчас на BlackBerry приходится меньше 1% мирового рынка смартфонов. Ченю понятно, что пошло не так. BlackBerry забросила корпоративных клиентов и «сбилась с курса, пытаясь обрести розничных клиентов», - то была разрушительная стратегия, закончившаяся провалом, когда компания попробовала сфокусироваться на приложениях.

«Выбор стоял такой: либо делай, либо помирай. Полагаю, хоть решения порой и были довольно сильными, их нужно было принимать, причем быстро», - говорит Чень. Вернуть компанию к росту будет гораздо труднее: «Самое сложное еще впереди». Сокращение 4500 рабочих мест нанесло ущерб самооценке компании. «Не могу сказать, что моральный настрой сейчас на высоте. Совсем нет. Но это точно не так плохо, как считают многие люди», - говорит Чень.

Опыт возрождения

Джон Чень родился в Гонконге в 1955 г. Окончив Университет Брауна и Калифорнийский технологический университет с дипломом инженера-электрика, в 1979 г. пришел в американскую Burroughs Corp (ныне Unisys) инженером-конструктором, к 1990 г. дорос до вице-президента. Затем был президентом и операционным директором американского производителя мини-компьютеров Pyramid Technology. В 1995 г. эту компанию приобрела Siemens Nixdorf, и Чень стал президентом, гендиректором и председателем совета директоров Siemens Pyramid.

В 1997 г. он возглавил софтверную компанию Sybase. В тот момент ее акции торговались на рекордно низких уровнях и большинство на рынке программного обеспечения считали, что компания не выживет. Под руководством Ченя Sybase переключилась на программы для мобильных телефонов и планшетов. И в 2010 г. Чень продал ее SAP за $5,8 млрд - в 6 раз дороже, чем она стоила в начале его работы в Sybase. Чень оставался президентом и гендиректором Sybase до 2012 г.

«Джон всегда держал открытой дверь своего офиса, он из тех менеджеров, кто управляет на ходу и регулярно показывается у твоего рабочего стола, - вспоминает Дик Альбердинг, бывший директор Sybase. - Он умеет вникнуть в трудную ситуацию и найти оптимистичный выход, но в то же время он строг и требователен. Он ждет от менеджеров, что они сами знают, что делать, и понимают свою ответственность. А если нет, он их отчитает».

Возрождать BlackBerry будет тяжелее, чем Sybase, и Чень признает, что «колебался, как стрелка осциллятора», когда раздумывал, приниматься ли ему за эту работу: «Это было непростое решение. Было хорошо известно, что компания разбита, и я знал, что она отнимет у меня много времени. Не в том дело, что я не хотел работы как таковой: я просто хотел быть уверенным, что знал [о ситуации] достаточно». Вознаграждение в виде опциона на $85 млн - огромная сумма для компании масштаба BlackBerry - должно было помочь закрепить его договоренность с компанией, но он отбивается от вопросов по поводу того, насколько это щедро. «Много или мало? Вопрос к совету директоров. Вспомните, когда я пришел сюда, мы раскачивались из стороны в сторону, не было понятно, справимся мы или нет».

По его словам, для того чтобы возглавить терпящую бедствие компанию, требуется определенный темперамент: «Когда делаешь повороты, нужно иметь очень структурированный взгляд на жизнь. Делаешь все, что можешь, чтобы дела пошли иначе, но не можешь позволить чему бы то ни было тянуть тебя вниз».

Поиск великого

Пытаясь вернуть компании, которые отказались от BlackBerry, Чень надеется дополнить сильные стороны аппарата, такие как удобная клавиатура и безопасность, некоторыми инновациями. В сентябре он продал Movirtu, британскую группу, производящую программы, позволяющие привязать несколько разных номеров к одной sim-карте, и приобрел компанию, шифрующую телефонные разговоры. «Людям по-прежнему нравится клавиатура, и безопасность очень важна. У меня были ланчи с менеджерами крупных фондов, и они все вернулись к BlackBerry, потому что они не хотят утечек информации или взломов. Сейчас нам нужно сделать наши устройства чуточку притягательнее для таких людей», - говорит Чень.

Квадратный BlackBerry Passport, выпущенный недавно, - часть этого движения по пробуждению спящей «блэкберримании», которая однажды уже захватывала деловое сообщество: необычно большой экран нацелен на пользователей, привыкших к большим таблицам. Когда я спрашиваю у Ченя, может ли он вернуть BlackBerry былую славу, я ожидаю, что он скажет: дескать, лучшее для группы - стать маленьким, но прибыльным корпоративным игроком, а все попытки победить Apple и Samsung были бы высокомерным безумием. Но он настроен еще решительнее: «У меня нет волшебного кристалла, но нет смысла утверждать, что мы не собираемся доминировать на рынке, как раньше. Нужно быть реалистичными, но ничего невозможного здесь нет».

Он напоминает о знаменитом возвращении Apple на лидирующие позиции после второго пришествия Стива Джобса в компанию в 1997 г.: «Сегодня доминирует Apple, но, когда они начинали заново, BlackBerry определенно была доминирующей силой. То была смена караула в отрасли». Поскольку BlackBerry не обязательно снова станет лидером на рынке телефонных трубок, Чень быстро рассказывает, в каких областях это могло бы произойти, - от «подключенного к интернету автомобиля» до «интернет-вещей», в последнем случае подразумевается, что в интернет смогут выходить и наши зубные щетки, и тостеры. «Надеюсь, сегодня вопрос о нашем выживании уже не возникает. Вы спрашиваете, могли бы мы снова стать великими. И я говорю, что ищу что-то, что было бы действительно великим», - заключает он.