Акциз в подарок

«Сан инбев» не удалось убедить налоговиков и суд в том, что с бесплатного промопива не нужно уплачивать акцизные сборы. Эксперты считают дело прецедентным
Martin Divisek/ Bloomberg

Не впервые. 300

млн руб. от претензий налоговиков на такую сумму «Сан инбев» так и не удалось отбиться. Речь шла о роялти, компания выплачивала материнской АВ InBev S. A. в 2009-2010 гг. за использование ноу-хау в производстве пива. Тогда как три года назад российское подразделение SABMiller (в 2011 г. объединилось с Efes) сумело выиграть схожий процесс

Подакцизная продукция, даже если она реализуется бесплатно, подлежит налогообложению. Это следует из постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2014 г., поставившего точку в споре между российской «дочкой» крупнейшего в мире пивоваренного концерна AnheuserBusch InBev - ОАО «Сан инбев» («Сибирская корона», Bud, «Клинское» и др.) и налоговиками. Кассация подтвердила решения нижестоящих инстанций, также отказавшихся признать недействительным решение Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 3 о доначислении «Сан инбев» налога в размере 9,95 млн руб. Продолжать судиться в Верховном суде «Сан инбев» не будет, заявил «Ведомостям» директор по правовым вопросам компании Ораз Дурдыев.

В апреле 2010 г. «Сан инбев» проводил выставки, дегустации и промоакции; по этим операциям компания уплатила акциз, следует из материалов дела. Спустя три года, в мае 2013 г., компания подала уточненную декларацию, уменьшив в ней размер акциза на вышеуказанную сумму. С чем связана задержка в подаче уточненной декларации, ее представитель не пояснил.

Поводом для судебного разбирательства, по словам представителя «Сан инбев», стало «желание определить правильность одного из возможных подходов в рамках налогового планирования и обложения». Согласно главе 21 Налогового кодекса (НК), передача продукции стоимостью менее 100 руб. за единицу в целях рекламы не облагается НДС; в отношении акцизных сборов аналогичной нормы в законе нет, напоминает юрист налоговой практики Sameta Юлия Кузнецова. В суде пивоваренная компания настаивала: использование промопива в рекламных целях не может считаться самостоятельной операцией по реализации на безвозмездной основе, следует в постановлении суда: «Значит, такое пиво не может быть признано подакцизным товаром». Суд, однако, ссылаясь на ст. 182 НК, постановил: безвозмездная передача подакцизного товара также признается реализацией.

Свой годовой бюджет на маркетинговые кампании «Сан инбев» не раскрывает; опрошенные «Ведомостями» эксперты также затруднились его оценить. Впрочем, с 2012 г. бесплатные дегустации под запретом.

С 2010 по 2013 г., когда «Сан инбев» решила пересмотреть свои акцизные подходы, доходы «большой четверки» транснациональных пивоваренных компаний (Carlsberg, Efes, Heineken, AnheuserBusch InBev) в России снизились на 15% и они начали искать способы экономии, рассуждает гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз. О подобном пересмотре внутренней акцизной политики Дробиз прежде не слышал. Представитель крупнейшего в России производителя пива - компании «Балтика» (входит в датский Carlsberg) также не смог вспомнить случаев оспаривания компанией в судах порядка выплаты акцизов. Среди пивоваров существует и другая практика возврата налога - выплата роялти головным компаниям (см. врез). Для судебной практики дело «Сан инбев» прецедентное, считает Кузнецова.

Представители Heineken, Efes от комментариев отказались.