Зарубежная недвижимость: Дракула и принц Чарльз ждут инвесторов в Румынии

В одной из беднейших стран ЕС - Румынии расцветает рынок дорогого жилья. Перед романтической историей и живописными горными видами не устоял даже наследник британской короны.
AP

Граф Дракула, главный персонаж романа Брэма Стокера, в поисках свежей крови уехал из Трансильвании в Англию. Этим он оказал Румынии большую услугу. Благодаря романтической популярности этой исторической области в последние годы сюда устремились охотники за жильем со всей Европы. Вступление Румынии в ЕС и недавнее снятие запрета на покупку жилья в этой стране жителями Евросоюза способствовали еще большему интересу к Трансильвании.

Недвижимость в Румынии есть, например, у принца Чарльза. В деревне Заланпатак расположен его гостевой дом. Место атмосферное - чтобы добраться до этой отдаленной деревни, придется много миль проехать по пыльной дороге, где шанс встретить корову с колокольчиком гораздо больше, чем отважившихся на нелегкое путешествие туристов. Видимо, принцу Чарльзу хватает замков и особняков в других странах: в Румынии он присмотрел небольшой и достаточно старый деревенский дом. В 2006 г. началась реставрация этого дома, затем на средства принца Чарльза было отремонтировано еще несколько фермерских домов в округе. В результате деревня Заланпатак, без преувеличения, приобрела мировую популярность, а Трансильвания стала модным рынком недвижимости.

Трансильвания - это область на северо-западе Румынии с населением в 7 млн человек. Рынок жилья премиум-сегмента - одна из главных ее достопримечательностей и основных активов. Недвижимость предлагается на любой вкус и кошелек - от исторических деревенских домов до замков.

Богатым инвесторам имеет смысл присмотреться к замку Бран, расположенному в живописном месте неподалеку от Брашова. Хотя замок считается домом самого графа Дракулы, на самом деле он был резиденцией румынской королевы Марии в начале XX в. В 2007 г. замок был выставлен на продажу, за него просили $78 млн. Сейчас цена не называется, говорит Марк Мейер из нью-йоркской юридической фирмы Herzfeld and Rubin, представляющей интересы наследников королевы Марии. Но владельцы готовы рассмотреть предложения, если таковые появятся.

Интерес иностранных покупателей в основном сфокусирован на Бухаресте, где с 2007 г., когда Румыния вошла в ЕС, спекулянты активно скупают жилье. Но Трансильвания составляет столице достойною конкуренцию за деньги инвесторов.

Трансильвания означает «земля за лесом», и эта область действительно знаменита живописными горными пейзажами. Брашов, элегантный горный курорт и ближайший к Бухаресту город Трансильвании, может похвастаться огромными купеческими домами, построенными в XIX в. Дом с 10 комнатами, расположенный в историческом центре, обойдется в $2,7 млн. За $500 000 можно купить квартиру площадью 700 кв. м с захватывающим видом на город и окружающие его горы.

Особняк с семью спальнями в деревне Хэлкиу, расположенной рядом с популярными горнолыжными курортами, выставлен на продажу за $2,4 млн. Это современная вилла с двумя огромными гостиными, бассейном, теннисным кортом и головокружительным видом на Карпаты. И сама деревня Хэлкиу может похвастаться богатой историей: она была основана саксами еще в XII в. В деревне сохраняются исторические здания, но они становятся жертвой нового времени и спроса на недвижимость. Чтобы построить особняк в 2010 г., пришлось снести четыре исторических здания.

«Вместо того чтобы инвестировать миллион или больше, чтобы купить старый дом, богатые предпочитают строить новые, поскольку так строительные материалы и работа обходятся дешевле», - говорит Ралука Плавита, старший консультант бухарестской риэлторской фирмы DTZ Echinox.

Неграждане ЕС не могут покупать в Румынии землю напрямую - хотя в стране много фирм, которые с радостью и за определенную плату помогут это ограничение обойти, - но недвижимость они могут покупать свободно, говорит партнер юридической фирмы Kinstellar Разван Попа. Жителям Румынии недвижимость класса люкс не по карману - доходы большинства не превышают $500 в месяц.

В ожидании вступления Румынии в ЕС и НАТО цены на недвижимость в стране росли как на дрожжах, подпитываемые кредитами, которые с готовностью выдавали банки. Но с началом финансового кризиса в 2008 г. этот рынок рухнул.

Сейчас экономика страны снова на подъеме: по оценке МВФ, румынский ВВП вырастет в этом году на 2,4%. Но Румыния по-прежнему остается одной из беднейших стран ЕС и страдает от изоляционизма, который достался ей в наследство от коммунистического режима Николае Чаушеску. «Интерес к Румынии пока несопоставим с интересом к Праге или Будапешту, где есть спрос на небольшие квартиры с живописным видом на Карлов мост или Дунай», - говорит Разван Попа.

Покупка принцем Чарльзом гостевого дома в Румынии способствует формированию позитивного имиджа страны, которую не особенно жалуют в странах Западной Европы из-за наплыва румынских образованных мигрантов, берущихся за любой низкооплачиваемый физический труд.

За домом принца в деревне Заланпатак присматривает 47-летний потомок аристократической венгерской семьи Тибор Калноки. Он учился в Германии на ветеринара, но затем получил права на семейные активы в Румынии. В последние годы он управляет недвижимостью принца Чарльза и выступает как распорядитель во время его визитов.

Но даже нечастых визитов принца достаточно, чтобы привлечь толпы туристов в трансильванскую деревню, которая еще недавно считалась непроходимым захолустьем. Тот факт, что здесь практически нет указателей на улицах, почти нигде нет интернета и телевидения, а сотовая связь иногда пропадает на много миль, лишь добавляет месту таинственности.

Острова продаются плохо

Двухлетняя программа итальянского правительства, предполагающая продажу островов, замков и старых военных сооружений, пробуксовывает. Пока была подана лишь одна крупная заявка - на покупку здания бывшего военного госпиталя в Триесте за 610 000 евро, отмечают в правительственном агентстве Agenzia del Demanio. Заявки на покупку другой недвижимости, включая остров неподалеку от Венеции и здания бывшего женского монастыря в Таранто, были недостаточно высоки, добавляет представитель агентства. Участники тендеров недовольны, что правительство не указывает начальную цену на историческую недвижимость и острова. «Нет ощущения, что процесс продажи прозрачен, - говорит Давид Далмиглио, начальник отдела итальянского рынка капитала JLL. - Это всегда была очень серая и непрозрачная область. Мы международная компания и всегда ищем серьезные возможности. А с такими торгами всегда трудно понять стратегию и время сделок». Итальянское правительство на критику не отвечает. До конца года оно намерено продать 40 зданий, включая замки и старинные маяки, за каждый лот оно хочет выручить от 400 000 евро. По оценке Astrid Foundation, активы итальянского центрального правительства и местных администраций оцениваются в 240-320 млрд евро, 27% объектов можно предложить покупателям. Цель, которую ставит перед собой итальянское правительство, - продать часть активов, чтобы погасить долги.