Производители: Адаптация к новым условиям


ООО «ПСМА рус»

Завод в Калужской области производит автомобили Peugeot (308, 408, 4007), Citroen (C4, C-Crosser), Mitsubishi (Outlander, Pajero Sport). Совладельцы: PSA Peugeot Citroen (70%) и Mitsubishi Motors (30%). В 2013 г.: выручка по РСБУ - 33,52 млрд руб., чистый убыток - 1,04 млрд руб. Производство (9 месяцев 2014 г., данные «АСМ-холдинга») - 34 695 автомобилей.

Мы разработали специальную стратегию для нашего предприятия в Калуге и применили ее, она связана со стратегиями двух головных компаний - PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors. Стратегия очень простая. Калуга является приоритетным регионом для развития нашего концерна, и наши планы в России связаны с этим регионом. Нам удалось достичь очень хороших и плодотворных отношений с Калужской областью и с администрацией Калужской области; важно подчеркнуть, что такие отношения образовались с первого дня. Мы решили инвестировать в Россию, общие капиталовложения составили 550 млн евро. Сейчас сложился негативный тренд с точки зрения обменного курса: рубль потерял 20% по отношению к доллару и 50% по отношению к евро с начала этого года. Это серьезная сложность для нас, это серьезная сложность в принципе для всех иностранных инвесторов в автомобильной отрасли в России. Мы считаем, что инфляция будет достаточно высокой - 8%, по последним прогнозам прогнозируется замедление роста ВВП. Конечно же, кризис на Украине отразился на макроэкономической обстановке. Мы сталкиваемся с серьезной конкуренцией на рынке, рынок снизился на 13% по сравнению с 2013 г. Мы считали, что 2013 год был не очень удачным для нас, но наши результаты в этом году оказались еще хуже.

Закупать больше в России

Рынок падает, спрос падает, и нам нужно будет адаптироваться к этим условиям. Мы хотим достичь более сильной интеграции и закупать больше в России. Что очень важно - это экспортные возможности. Чем больше автомобилей мы будем экспортировать, тем больше мы сможем производить на заводе. Мы хотим оптимизировать логистические затраты, потому что некоторые запчасти привозятся со всех уголков мира - вы представляете, насколько это дорого. Сейчас мы приступили к пересмотрению условий договоров с третьими сторонами, мы сейчас пытаемся получить лучшие ставки на сырье, которое нам необходимо для производства автомобилей, т. е. мы пытаемся сэкономить на расходных материалах. И последнее по порядку, но не по важности - энергетика. Мы создали план по сокращению потребления электроэнергии и газа.

Второй приоритет - мы инвестируем в развитие персонала, это один из моих самых крупных приоритетов. Я хочу отдать руководство в руки российских специалистов, снизить количество экспатов. Сейчас у нас больше 2000 человек работает на заводе, из них 24 человека - из Франции и 17 - из Японии. Мы стараемся развивать наш персонал, мы постоянно инвестируем в обучение персонала, у нас есть программа обучения для новичков, но также у нас есть программа для карьерного роста менеджеров среднего звена. Мы обучили 3000 людей в обучающем центре в Калуге. Я подписал 1 сентября договор о сотрудничестве в области подготовки персонала в автомобильной области между нашей компанией и МГТУ им. Баумана.

Упростить сотрудничество

Мы хотим увеличить количество российских деталей на 10% к концу 2015 г. Это очень важно, это очень сложно, потому что рынок находится в рецессии. И я хотел бы обратиться ко всем потенциальным поставщикам, которые собрались в этом зале. Мы готовы работать с вами. Мы хотим упростить это сотрудничество: если вы уже работаете с другими автопроизводителями, которые вас уже сертифицировали, то мы не будем просить вас проходить дополнительную сертификацию. Мы будем очень скромны, мы готовы к любым предложениям. Мы готовы работать не только с международными компаниями, мы готовы работать с малыми и средними предприятиями, с чисто российскими компаниями. Мы хотим локализовывать поставщиков не только первого уровня, но также поставщиков второго и третьего уровней.

Также мы хотим локализовать поставку сырья. С моей точки зрения, вот что очень странно: Россия - это огромная страна, это богатая страна, у вас очень много ресурсов. И почему-то большая часть сырья, из которого наши поставщики изготавливают запчасти, импортируется. Мне кажется, что этот вопрос нужно совместно проработать, найти решение и воспользоваться богатой материально-ресурсной базой, которая имеется в Российской Федерации.

Очень важно помнить о критериях. Самое главное для нас - это качество и конкурентоспособность. Мы никогда не соглашаемся на низкое качество.

Еще одна важная тема, которую нужно упомянуть, - это услуги, которые предоставляются в нашей отрасли. Например, транспортировка, уборка, техническое обслуживание оборудования. Конечно же, у нас есть несколько поставщиков этих услуг. Но мне кажется, что на этом рынке не наблюдается достаточной конкуренции и цены не являются конкурентоспособными.

Новые возможности

Мы хотим воспользоваться новыми возможностями Таможенного союза. Мы хотим экспортировать нашу продукцию в Белоруссию и Казахстан. (Мы уже это делаем, но сейчас появились новые требования к такой деятельности.) Также мы хотим воспользоваться возможностями Таможенного союза для увеличения степени локализации, мы хотим получать некоторые запчасти из стран Таможенного союза. Мы хотим экспортировать в СНГ, мы хотим экспортировать в соседние страны. И мы хотим, чтобы компания «ПСМА рус» и также Таможенный союз были интегрированы в сеть поставок наших головных компаний - PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi. Мы уже начали этот процесс: сейчас на заводе «ПСМА рус» мы производим некоторые запасные части, которые используются для ремонта автомобилей в других странах.