Аналитика: Экспортные поставки - это реальность


ОАО «Ульяновский автомобильный завод»

Основан в 1941 г. на базе эвакуированного из Москвы завода «ЗиС» (впоследствии «ЗиЛ»). В 1992 г. акционирован. Производит автомобили повышенной проходимости - внедорожники, пикапы, легкие грузовики и микроавтобусы. Основной акционер - ОАО «Соллерс» (96,4%). Капитализация - 14,3 млрд руб. Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2014 г.): выручка - 15,6 млрд руб., чистая прибыль - 623,7 млн руб. Продажи (2013 г.): 51 624 автомобиля.

На фоне стагнирующего внутреннего рынка все начинают задумываться над экспортными поставками. Если посмотреть на текущее состояние экспортных поставок в стоимостном выражении, мы за последние годы видим их рост. «АвтоВАЗ» стабильно поставляет на экспорт: порядка 5000 «Нив» уезжает в страны Европы ежегодно.

Среди локомотивов нашего автомобильного экспорта с точки зрения единиц - лицензионные бренды, что не может не радовать. Это Hyundai, Kia, Volkswagen. Также являются поставщиком на экспортные рынки и Renault. Но есть и локальные бренды, которые поставляют свою продукцию в порядка 25 стран, - это ГАЗ, «Камаз», УАЗ, «АвтоВАЗ».

Порядка 80% поставок автомобилей осуществляется в страны СНГ. Оставшаяся часть идет по дальним регионам. И этому есть логичные причины, прежде всего для локальных брендов: обустроенная сервисная инфраструктура, продажная, торговая инфраструктура, понятные партнеры, ситуация с запчастями, «лояльная» к тем поставщикам, которые там работают. Для лицензионных брендов есть другие закономерности, связанные прежде всего с интеграционными процессами, в которых участвует Россия в рамках «Евразэс», в рамках СНГ.

Как продавать

Основным достижением последних трех лет стало то, что мы начали обсуждать такую категорию, как несырьевой экспорт из России. И обсуждать на самом высоком уровне. Три года назад было создано страховое экспортное агентство ЭКСАР, руководителем которого назначен Петр Михайлович Фрадков. Основными задачами программы, которая утверждена распоряжением правительства, является увеличение несырьевого экспорта и увеличение количества экспортеров. Конечно, будучи представителем от бизнеса, я хочу сказать, что эта программа - она на 80% бюрократизирована, но есть 20%, которые действительно выражают волеизъявление тех бизнесменов и тех производств, которые сосредоточены в России и которые претендуют на то, чтобы поставлять на внешние рынки.

Что было сделано [по первой программе] за 2012 г., связанной с либерализацией процесса выхода на внешние рынки? Во-первых, упрощены ряд административных барьеров. Сегодня экспортеры уже не сталкиваются с тем валом требований со стороны таможенных органов. Во-вторых, обеспечен информационный ресурс доступа на внешние рынки. То есть сегодня, если вы производите продукцию, которая, по вашему мнению, является конкурентоспособной на внешних рынках, вы можете воспользоваться той информационной поддержкой, которая предоставляется государством. Полностью переиначен - исходя из пожеланий игроков на внешнем рынке - облик наших торгпредств. Мы им предлагаем определенные мероприятия, которые способствуют увеличению наших поставок на внешние рынки. Создан информационный ресурс при Министерстве экономического развития www.ved.gov.ru - там сосредоточена тендерная база, которая является общедоступной для российских товаропроизводителей, в том числе и лицензионных брендов.

Одна из слагающих успеха для развития локализации - возможность инвестора и производителя поставлять свою продукцию на внешние рынки. Это не только на вторичном рынке стран СНГ либо стран Евроазиатского сотрудничества, это может быть включение в некие цепочки формирования добавленной стоимости. Конечно же, здесь необходима государственная поддержка - экспортный потенциал формируется внутри страны.

Следующая программа, которая была принята в 2014 г., впитала ряд предложений, которые были сформированы бизнесом. Мы включили ряд мероприятий по поддержке экспортеров в части создания конкурентоспособного продукта для внешних рынков: господдержка в части субсидирования НИОКР, субсидирование оптимизации доставки нашей продукции от внутренних пунктов [отправления] до портов; упрощение процедур, связанных с валютным контролем; упрощение процедур возврата НДС. Мы сформулировали и ряд других предложений в дорожной карте, она была принята и сегодня исполняется. Но качество исполнения желает лучшего. И сегодня я вас призываю: если у кого-то есть заинтересованность в работе на внешних рынках, подключайтесь к этой работе.

Куда продавать

Первая возможность, открывающаяся для производителей, в том числе и лицензионной продукции, связана с тем, что все страны СНГ впускают нашу продукцию беспошлинно. Конечно же, это при условии, что ваш продукт является происходящим с территории РФ. Другая ситуация складывается с Евразийским союзом, это Таможенный союз. Единожды ввезя машинокомплект либо компонент, произведя на территории страны свою продукцию, вы вольны распоряжаться ею по своему усмотрению, без взимания дополнительных акцизов, соответственно, таможенной пошлины. Вы можете перемещать по всей территории Таможенного союза, к которой на сегодняшний момент относится территория Белоруссии, РФ, Казахстана, и в ближайшем будущем мы увидим еще двух членов Таможенного союза - Киргизию и Армению.

С 1 января вводится еще и единый технический регламент, который позволяет, сертифицировав продукцию в России без дополнительных сертификационных усилий, поставлять продукт на оставшуюся территорию Таможенного союза. Плюс у интеграционных процессов есть некое продолжение. На сегодняшний момент прорабатывается порядка 30 стран для заключения соглашения о зоне свободной торговли с Таможенным союзом.

Работа на внешних рынках требует координации действий. Она должна носить системный, постоянный характер. И здесь очень важно, чтобы мы выходили единым фронтом. Многое зависит от того, как мы будем с вами вместе общаться и координировать наши действия на рынках тех или иных стран.