NASA спешит развязаться с Россией

Напряженность в отношениях России и США создает проблемы для американской космической отрасли

Россия играет критически важную роль в доставке на орбиту полезных грузов (в частности, коммуникационных спутников западных компаний) и американских астронавтов, отправляющихся на Международную космическую станцию (МКС). Но с марта 2014 г., когда Россия присоединила Крым, госдепартамент США временно прекратил выдавать лицензии на экспорт в Россию оборонных технологий, в том числе спутников.

Космические старты. $5,4

млрд составил в 2013 г. мировой рынок запусков коммерческих спутников, согласно исследованию Satellite Industry Association. Из них $3 млрд приходится на цзапуски за пределами США

В сентябре Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA) объявило о планах двух американских компаний построить космический корабль, чтобы меньше зависеть от России в доставке астронавтов на МКС. Но после того, как в октябре 2014 г. взорвалась ракета компании Orbital Science и разбился космический корабль Virgin Galactic, возникли вопросы по поводу возможностей частных космических компаний. Ракета Orbital Science была оснащена модернизированной версией двигателя, разработанного еще в СССР. Теперь компания заявляет, что, скорее всего, прекратит использовать эти двигатели.

Санкции, введенные США против России, создали проблемы для американской компании International Launch Services (ILS), контролируемой российским правительством. Для запуска спутников, которые передают сигналы американских радиостанций и даже обеспечивают широкополосную передачу данных для военно-морских сил США, ILS использует ракеты «Протон». По словам президента ILS Филипа Слэка, компания и ее клиенты призвали правительство США вывести коммерческие спутники из-под санкций и в мае госдеп отменил запрет на их экспорт. Тем не менее летом ILS была вынуждена сократить 25% сотрудников из-за уменьшения заказов.

Рынок запусков коммерческих спутников сильно зависит от российских ракет, и политическая напряженность между США и Россией вызывает беспокойство по поводу их поставок в долгосрочной перспективе. Вдобавок репутацию этих ракет испортил ряд неудачных запусков, каждый из которых стоит до $95 млн. А недавно обнаружилась еще одна проблема. Россия использует для космических запусков те же самые ракеты-носители «Протон-М», что и коммерческие клиенты ILS. По российским законам у Кремля есть приоритет перед ними, поэтому клиентам ILS приходится дольше ждать запуска.

Недавно конгресс США попросил NASA прояснить планы по поводу космической станции в свете «серьезных вопросов» о будущем российско-американского космического сотрудничества. В сентябре NASA поручило Boeing и SpaceX создать космический корабль для доставки астронавтов на космическую станцию с 2017 г.

На рынке запуска тяжелых спутников много лет доминируют ILS и французская Arianespace. Однако SpaceX начинает с ними конкурировать. Компания даже подала иск против правительства США, чтобы заставить его снизить зависимость рынка от российских двигателей, которыми оснащаются американские ракеты, доставляющие на орбиту важные военные грузы. В июле 2014 г. министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс говорила, что американская армия хочет перестать зависеть от российских двигателей «как можно скорее».