Небо над Калининградом открылось

Калининград стал третьим аэропортом России, получившим режим «открытого неба». Но одновременно регион может лишиться льготного визового режима
Денис Абрамов/ Ведомости

Минтранс временно снял ограничения на полеты иностранных компаний в Калининград, говорится в ноте МИД России. Режим «открытого неба» позволяет любой иностранной авиакомпании летать в Калининград - в обычном случае это могут делать только назначенные перевозчики. Решение действует три сезона - лето 2015 г. (режим начнет действовать в конце марта), лето 2016 г. и зиму 2015/16 г. Снимаются в том числе ограничения на полеты иностранных авиакомпаний в пункты третьих стран, кроме маршрутов с транссибирским транзитом.

Сейчас режим «открытого неба» есть только у двух российских аэропортов - Владивостока и Сочи. В калининградском «Храброво», как и в этих двух аэропортах, нет базового перевозчика, поэтому российским авиакомпаниям опасаться конкуренции нечего, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, а аэропортам привлечение новых перевозчиков выгодно.

В 2012 г. «Аэроинвест» (аффилирован с холдингом «Синдика», которым владеет сенатор Арсен Каноков) обязался вложить 2,4 млрд руб. в реконструкцию «Храброво» и заключил инвестиционное соглашение с региональным правительством. Получить комментарии «Аэроинвеста» и администрации аэропорта в пятницу не удалось.

Скорее всего, аэропорт Калининграда не сможет в полной мере использовать преимущества «открытого неба». С начала января 2015 г. Россия прекратит оформление на границе краткосрочных виз для посещения Калининградской области. Визы «туризм 72 часа» действовали в регионе с 2002 г., оформить такую визу граждане стран шенгенской зоны, Великобритании и Японии могли в том числе в калининградском аэропорту «Храброво». Представитель ФМС не сказал «Ведомостям», планируется ли восстанавливать льготный режим в Калининградской области.

Аэропорту Калининграда не удастся заработать с помощью «открытого неба», считает научный сотрудник ВШЭ Андрей Крамаренко. Межправительственные соглашения, которые заключает Россия, ограничивают направления полетов иностранных перевозчиков страной их регистрации, так что, например, лоукостер EasyJet может летать только в Британию, а Ryanair - в Ирландию; но в обе эти страны нужны визы, поэтому пассажиропоток вряд ли будет очень велик. Проще было бы открыть рейсы в Будапешт другому лоукостеру, который работает на российском рынке, - Wizz Air, рассуждает Крамаренко. Но пассажиропоток из Калининграда недостаточен для того, чтобы загрузить такой рейс, а выполнять внутренние рейсы в России иностранцы не могут. За два года «открытого неба» в аэропорту Владивостока привлечь транзитных пассажиров так и не удалось, добавляет эксперт.