Парк в концессию

Администрация Ростова хочет развивать парки города по концессионным соглашениям. Единственный такой опыт с участком набережной Дона пока доставляет концессионерам только проблемы
Ростовские чиновники надеются, что концессионеры быстро благоустроят парки/ Е. Березкин/ Ведомости

Глава администрации Ростова Сергей Горбань поставил перед городскими службами задачу развивать парки города на основе государственно-частного партнерства, сообщила вчера пресс-служба мэрии. Власти могут заключить концессионные соглашения в отношении парка «Дружба» (Ворошиловский район), парка им. Октября (Октябрьский район), парка 1 Мая (Кировский район) и детского парка им. В. Черевичкина (Пролетарский район), в результате муниципалитет получит в собственность благоустроенные парки, а инвесторы - право на их эксплуатацию, говорится в сообщении. Частный инвестор будет определяться по конкурсу, власти будут выбирать проекты с наиболее интересными предложениями по развитию объектов парковой инфраструктуры, сообщает мэрия.

«Форма концессии выбрана из-за того, что это более гибкая система, позволяющая в отличие от аренды работать длительный период. Концессия позволяет навести в парках порядок за короткий срок, благоустроить их, а не ждать много лет, пока найдутся бюджетные средства на их ремонт», - говорит пресс-секретарь мэрии Мария Давыдова. По ее словам, Центральный парк им. Горького останется муниципальным. Эти несколько парков выбраны в числе первых, не исключено, что появятся новые, добавляет Давыдова. Инвесторы смогут организовать в парках торговлю, предоставлять услуги общепита и в сфере развлечений, говорит она.

Первое и пока единственное концессионное соглашение было заключено в Ростове в августе 2013 г. Единственный участник конкурса, «Донской причал», получил участок (1,9 га) на ул. Береговой и причалы на набережной Дона в аренду на 32 года. По условиям конкурса победитель должен построить кафе-павильоны, эксплуатировать причалы и платить ежегодно 1,08 млн руб. в городской бюджет. «Донской причал» до конкурса арендовал причалы и участок у мэрии. Уже к апрелю 2014 г. набережная была реконструирована - «Донской причал» потратил на это 330 млн руб., из которых 30% - кредит Фора-банка. Но городской департамент архитектуры увидел в новых постройках существенные отклонения от первоначальных планов и подал иск к «Донскому причалу» в арбитражный суд. В иске чиновники потребовали привести здания в соответствие с планом концессии: убрать второй этаж у кафе-павильонов и снести один самовольно возведенный павильон. Затем мэрия внесла изменения в концессию, но рассмотрение иска затянулось до декабря, и арендаторы до сих пор не въехали в павильоны.

«Концессия выгодна прежде всего для города - он приобретает собственность без оплаты, да еще получает регулярные платежи <...> Но <...> нужен серьезный запас финансовой прочности, чтобы потянуть концессию: строить нужно сразу, а окупаемость очень длинная, поэтому общая рентабельность невысока», - ответила пресс-служба «Донского причала» на запрос «Ведомостей».

«Концессионное соглашение для обустройства набережной - это не более чем соглашение об аренде, в котором нечетко определены правила игры. К тому же условиям конкурса соответствовала только одна организация», - говорит партнер юрфирмы «Эберг, Степанов, Аксюк и партнеры» Игорь Степанов. «Концессия предполагает, что государство берет на себя риски по снижению доходности от проекта, а пока нет таких четких гарантий и модульного закона «О государственно-частном партнерстве», будут существовать противоречия между Бюджетным и Гражданским кодексом, а также антимонопольным законодательством. При таком нормативном регулировании благоустройство парков по концессии не имеет перспектив», - говорит Степанов.