Грузовики дорожали по сговору

Крупнейшие европейские производители грузовиков участвовали в картельном сговоре в течение 14 лет, выяснила Еврокомиссия

Картель существовал с января 1997 г. по январь 2011 г. и включал DAF, Daimler, Iveco, Scania, Volvo, которой принадлежит Renault Trucks, а также MAN, следует из документов антимонопольных органов ЕК, которые оказались в распоряжении Financial Times (FT). «Все конкуренты участвовали во всех составляющих элементах картеля напрямую и в течение всего времени его существования», - говорится в них. Ранее чиновники лишь заявляли, что картель действовал «очень давно», в нем участвовало «большое количество» компаний и что период их наибольшей активности имел место десятилетие назад.

Информацию о сговоре властям предоставил MAN. В 2011 г. были проведены проверки, по результатам которых и началось расследование. Оно послужило основой для обвинительного заключения, которое было направлено в ноябре основным участникам сговора.

В документах, с которыми ознакомилась FT, говорится, что производители грузовых автомобилей «договаривались о времени и увеличении цен за внедрение новых технологий по снижению вредных выбросов в атмосферу», чтобы соответствовать экологическому стандарту «Евро-3» по выбросам оксида азота и других вредных веществ. Каждый новый стандарт требует новых технологий, которые позволяют производителям устанавливать более высокие цены на продукцию и, по мнению некоторых участников авторынка, поддерживать высокие барьеры для входа. Производители, которых ЕК обвиняет в сговоре, занимают почти 100% европейского рынка грузовиков, на котором почти не присутствуют ни азиатские, ни американские марки.

Компании отказались комментировать расследование, которое еще продолжается. Но некоторые из них сформировали резервы на возможные выплаты по штрафам, которые могут достигать 10% годовой выручки. Концерн Daimler на прошлой неделе увеличил отчисления в резервы в связи с расследованием до 600 млн евро. Volvo в ноябре объявила о формировании резерва на 3,7 млрд шведских крон ($490 млн).

«Достичь мирового соглашения [в этом деле] будет крайне сложно, - заявила в ноябре еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер. - Если факт сговора будет доказан, то это будет крайне серьезным нарушением».