Персоны года - 2014: Культурный герой

Андрей Звягинцев, кинорежиссер
Eric Gaillard/ REUTERS

«Левиафан» Андрея Звягинцева - главный российский фильм года. Он получил приз за сценарий на Каннском кинофестивале (и очень хорошую интернациональную прессу). Он выдвинут от России на соискание награды Американской киноакадемии. И не просто выдвинут - мало ли что мы годами туда выдвигали. «Левиафан» вошел-таки в шорт-лист оскаровской номинации лучших фильмов на иностранном языке. И удивительно тут вовсе не то, что нас наконец заметили. А то, что российский оскаровский комитет внезапно принял разумное решение - а не как обычно, такое, которое понравится высокому начальству, кинематографическому и не только. Этот жест, восстанавливающий связь местной культурной политики с реальностью, особенно поражает в 2014 г., когда подобные связи со всех сторон как раз фатально и стремительно рвутся.

Вот только в России «Левиафана» так и не видели. Дата национального релиза главного экспортного кинопродукта все сдвигается и сдвигается, теперь уже на 2015 г. Как-то, наверное, опасно показывать «Левиафана» нашим согражданам. Не потому, что там мат (продюсеры ради соблюдения нового закона готовы фильм переозвучить), а по совокупности представленной картины устройства современной российской жизни. Она беспросветна и безысходна. Звягинцев просто и жестко показывает, как обыденно российское государство со всеми его институтами пожирает человека - и чем больше разлагается, тем сочнее, пожирая, причмокивает. Будь «Левиафан» радикальным с художественной точки зрения, крамолы в нем виделось бы меньше. Но это настоящий мейнстрим, кино, понятное любому, говорящее ясным языком социальных метафор. Если выпустить «Левиафана» в прокат, его будут смотреть. И обязательно будут обсуждать. С экрана-то мат можно убрать, а вот у зрителя, увидевшего в фильме точное совпадение с окружающей действительностью, нецензурную лексику никаким законом не отнимешь.