Персоны года - 2014: Жертва

Жертвы событий на Украине
Зураб Джавахадзе/ ТАСС

Вообразить себе год назад, что политический кризис на Украине приведет к гибели стольких людей - тысяч! - было совершенно невозможно.

Первые, еще немногочисленные, ноябрьские митинги в поддержку евроинтеграции и развернутый на майдане палаточный городок кровавой развязки никак не предвещали. Не было ощущения надвигающейся катастрофы и после жестокого разгона «Беркутом» 30 ноября ночевавших на майдане студентов, хотя именно после этого радикалы от оппозиции начали захватывать административные здания в центре Киева, раскручивая маховик противостояния. И когда главными требованиями заполнивших площадь сотен тысяч людей вместо подписания соглашения с ЕС стали отставка президента и роспуск парламента, все еще казалось, что это не выйдет за рамки первого майдана образца 2004 г. И даже после того, как Верховная рада 16 января спешно приняла пакет репрессивных законов по российским лекалам, дав толчок к самым ожесточенным столкновениям митингующих с силовиками, - казалось, что как-нибудь все же обойдется.

Не обошлось.

В итоге жертвами чужой безответственности, амбиций, жажды власти и агрессивной пропаганды стали самые разные люди. И «небесная сотня», расстрел которой на майдане в январе - феврале до сих пор толком не расследован. И сгоревшие в начале мая в одесском Доме профсоюзов - не важно, стреляли они перед этим в «бандеровцев» или мирно гуляли в парке. И пассажиры малазийского «Боинга», гибель которых потрясла весь мир, но правда о ней, вероятно, раскроется нескоро. И участники боевых действий с обеих сторон - будь то настоящие, идейные добровольцы или сугубо мирные люди, взявшие оружие от отчаяния, украинские регулярные войска или российские «контрактники в отпуске», отправленные на учения. И, конечно, мирные жители Донецкой и Луганской областей, погибшие в своих домах и на улицах городов и сел.

Мертвых не разделить по категориям. Все они хотели жить долго и счастливо.