«Магнит» заработал на инфляции


Выручка крупнейшего российского розничного продавца - краснодарского «Магнита» - выросла на 31,6% за 2014 г. до 762,7 млрд руб., отчиталась компания. Это близко к нижней границе прогноза, который давал в прошлом году гендиректор и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий: он ожидал роста продаж на 31-33%. В конце октября 2014 г. он подчеркивал, что потребление продовольственных продуктов в России не замедляется: «Потребление по количеству калорий не снижается, иначе население начнет худеть».

Декабрьские продажи «Магнита» выросли на 37,3% до 87,36 млрд руб. Основной формат компании - небольшие магазины «у дома» - нарастил продажи на 33% до 62,68 млрд руб. Более быстрыми темпами росла выручка формата «Магнит семейный» (компактные гипермаркеты) и магазинов бытовой химии и косметики «Магнит косметик» - на 145 и 86% соответственно за декабрь.

За весь год сеть «Магнита» выросла на 1618 магазинов почти до 10 000 точек к началу 2015 г., в том числе 8344 магазина «у дома» и 1080 дрогери.

Сопоставимая выручка (like-for-like) сети в октябре - декабре 2014 г. ускорила рост до 17,28% главным образом за счет роста среднего чека более чем на 12% при росте трафика на 4%. За весь прошедший год выручка сопоставимых магазинов (6699 магазинов, проработавших не менее 12 месяцев к 1 декабря 2014 г.) поднялась на 14,47%.

Основным драйвером роста сопоставимых продаж была продуктовая инфляция, в декабре она превысила 15% и основные конкуренты «Магнита» - X5 Retail Group и «Дикси» также могут рассчитывать на хорошие результаты, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Лидеры рынка активно работали с ассортиментом, маркетинговыми акциями для стимулирования спроса, перечисляет она.

Сильные результаты «Магнита» в декабре 2014 г. связаны также с «низкой базой» декабря 2013 г., отмечают аналитики UBS. Тогда покупатели предпочли закупаться в магазинах больших форматов. Однако в этом году потребительские предпочтения изменились. Аналитики Morgan Stanley, в начале декабря пересмотревшие рекомендации и прогнозную стоимость крупнейших российских гипермаркетов - «Ленты» и «О'кей», - прогнозировали, что, как и в кризис 2008-2009 гг., российские потребители предпочтут небольшие магазины «у дома» гипермаркетам.

В 2015 г., учитывая падение покупательной способности населения, от потребителей можно ожидать пересмотра расходов на продовольственную корзину - это грозит замедлением темпов роста показателей, отмечает Колупаева.