Погосян станет конструктором

Президентом ОАК станет замминистра промышленности Юрий Слюсарь. Занимавший эту должность Михаил Погосян будет назначен генеральным конструктором
Е. Разумный/ Ведомости

Объединенная авиастроительная корпорация

производитель гражданских и военных самолетов. Акционеры: Росимущество - 85,1%, ВЭБ - 8,7%. Финансовые показатели (предварительные данные, 2014 г.): выручка - 285 млрд руб., прибыль - 5,6 млрд руб.

В пятницу, 16 января, совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассмотрит вопрос о прекращении полномочий президента корпорации Михаила Погосяна и назначении нового президента, сообщила компания. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, директива правительства об избрании на эту должность его заместителя Юрия Слюсаря уже готова, а Погосян же займет пост генерального конструктора ОАК. Это необходимо, по словам министра, в связи с огромным числом стоящих задач и быстрым развитием ОАК. При этом Слюсарь будет решать в корпорации управленческие, а Погосян - конструкторские задачи, поясняет Мантуров.

Погосян стал президентом ОАК в феврале 2011 г. Его контракт рассчитан на пять лет. Но компенсации за досрочный разрыв Погосян не получит. ОАК - государственная структура и «золотых парашютов» для увольняемых топ-менеджеров в ней не предусмотрено, говорит Мантуров. Телефон Погосяна вчера не отвечал. Представитель ОАК от комментариев отказался.

За четыре года под руководством Погосяна выручка компании увеличилась почти вдвое - со 160 млрд руб. в 2011 г. до 285 млрд в 2014 г. В прошлом году ОАК произвела 124 военных (в том числе 108 для Вооруженных сил России, из них 81 боевой) и 37 гражданских самолетов (почти все - лайнеры Superjet). Рост показателей при Погосяне вызван увеличением гособоронзаказа и развертыванием производства Superjet, говорит топ-менеджер одного из заводов ОАК.

В начале 2014 г. ОАК наряду с другими крупными исполнителями гособоронзаказа проверяла Генпрокуратура, а в конце года - Минпромторг. По факту хищений и других правонарушений на ряде предприятий ОАК возбуждено несколько десятков уголовных дел, заявлял в начале 2014 г. генпрокурор Юрий Чайка. Но они носят незначительный характер и не являются причиной отставки Погосяна, уверяет сотрудник следственных органов.

У президента ОАК в последнее время не сложились отношения с руководством профильных ведомств, говорит чиновник правительства.

По словам руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, ранее заявлялось, что в 2015-2016 гг. возможна интеграция ОАК в «Ростех». Чиновник Минобороны говорит, что Слюсарь - человек, близкий к «Ростеху». Чиновник - сын Бориса Слюсаря, бывшего директора «Роствертола», вертолетного завода в Ростове-на-Дону, входящего в подконтрольный «Ростеху» холдинг «Вертолеты России». Юрий Слюсарь работал коммерческим директором «Роствертола». А в Минпромторге он курировал авиационную промышленность. Главной задачей нового президента ОАК будет контроль за эффективным расходованием государственных средств, поскольку главный заказчик ОАК - государство, отметил чиновник правительства.

Критики Погосяна говорили, что в угоду проекту пассажирского авиалайнера Superjet он не дает ходу таким самолетам, как Ту-204 и Ан-148, отмечает Пантелеев, однако сейчас, когда возможности бюджета сокращаются, государство продолжит поддержку Superjet и разработку более крупного авиалайнера МС-21. Созданный по инициативе Погосяна Superjet (по его оценке, проект стоил свыше $2 млрд) - первая в России попытка построить пассажирский авиалайнер как коммерческий проект, сказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Правда, на самолет получено недостаточно заказов, особенно зарубежных, чтобы говорить о его коммерческом успехе. Но главные причины трудностей не технические, а финансовые, например более высокие процентные ставки по кредитам в сравнении с иностранными конкурентами, полагает Макиенко. В военном секторе именно по инициативе Погосяна начат проект истребителя пятого поколения Т-50, создан новый истребитель Су-35, развернуто производство бомбардировщика Су-34, что спасло авиазавод в Новосибирске, говорит эксперт.