Вагоны пока не нужны

Второй в России производитель грузовых вагонов - «Алтайвагон» на следующей неделе выйдет из месячного простоя, но половина работников останется в вынужденном отпуске
Спрос на продукцию «Алтайвагона» падает все больше/ panoramio.com

Остановленный 22 декабря прошлого года «Алтайвагон» возобновит производство в понедельник, 19 января, сообщила «Ведомостям» пресс-служба холдинговой компании «СДС» (владелец завода). Однако по крайней мере весь I квартал завод будет работать лишь на четверть своей мощности, а половина сотрудников останется в административных отпусках с сохранением 2/3 зарплаты, уточнил начальник управления по промышленности и энергетике администрации Алтайского края Виктор Мещеряков. По его словам, «Алтайвагон» планирует выпускать 200 вагонов в месяц при производственной мощности 800 вагонов. В прошлом году предприятие производило около 400 вагонов в месяц, напомнил чиновник.

В 2014 г. «Алтайвагон» сократил объемы производства на 40% по отношению к 2013 г. и ожидает аналогичного падения в 2015 г., ответила «Ведомостям» пресс-служба СДС.

«Алтайвагон» - второй по объему выпуска в России производитель грузовых железнодорожных вагонов и единственный за Уралом, выпускает около 20 моделей вагонов различных типов и конструкций. На заводе работает 7000 человек (это градообразующее предприятие Новоалтайска с населением 71 000 человек). Филиал «Алтайвагона» в Рубцовске производит стальное литье, производственная мощность - более 3300 т ежемесячно. Кузбасская вагоностроительная компания (филиал «Алтайвагона») в Кемерове выпускает железнодорожные платформы, вагоны-цистерны, танк-контейнеры, оборудование для нефтехимической и газовой отрасли.

Пресс-служба СДС ссылается на «существенное снижение рыночных цен на грузовые вагоны», высокую долговую нагрузку предприятия и «полное прекращение спроса со стороны операторов» на вагоны. На начало 2014 г. кредиторская задолженность «Алтайвагона» достигала 6,5 млрд руб.

Основные потребители «Алтайвагона» - структуры РЖД, а также аффилированный с алтайским производителем кемеровский оператор грузоперевозок «Новотранс», говорится в годовых отчетах компании. Федеральная грузовая компания (ФГК) и Первая грузовая компания (ПГК) на вопросы «Ведомостей» не ответили. С «Новотрансом» связаться не удалось. В 2014 г. «Алтайвагон» поставил ФГК 1700 крытых вагонов на сумму 4,6 млрд руб., сказано на сайте ФГК.

Снижение спроса на вагоны обусловлено резким повышением процентных ставок по кредитам и лизингу, говорит директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Покупатели вагонов откладывают приобретение подвижного состава из-нехватки финансирования и высокого уровня неопределенности в связи с экономическим кризисом, продолжает он. По словам аналитика, накладывается и сезонный зимний профицит, когда количество простаивающих вагонов увеличивается на 30 000-50 000 единиц. Однако, уверен Бурмистров, уже к апрелю ускоренное списание полувагонов ФГК и ПГК по сроку службы и рост грузооборота сбалансируют рынок.

Плата за предоставление вагона в сегменте полувагонов в 2014 г. в среднем не превышала 480 руб. без НДС за вагон в сутки, что почти на 30% ниже совокупных расходов на содержание подвижного состава, знает Бурмистров. А арендные ставки стабилизировались на уровне 500-550 руб. без НДС за вагон в сутки. В этом году ставки могут вырасти на 10-15% к уровню 2014 г. и превысить 600 руб., прогнозирует аналитик.

«Даже повышение арендных ставок и списание подвижного состава не приведет к росту загрузки мощностей всех вагоностроительных предприятий. Практически все закупки будут сконцентрированы у двух основных производителей: «Уралвагонзавода» и Объединенной вагонной компании. «Алтайвагон» при производстве инновационных вагонов зависит от «Уралвагонзавода», который по лицензии предоставляет тележку, что снижает маржинальность производства алтайского производителя», - уверен Бурмистров. У аффилированного с «Алтайвагоном» «Новотранса» нет потребности в новых вагонах, знает он.