Андрей Муров: «Я бы хотел, чтобы правила в энергетике менялись реже»

Андрей Муров о влиянии кризиса на российскую энергетику, взаимоотношениях с правительством и новых подходах в формировании инвестпрограммы ФСК
С. Портер/ Ведомости
- «Норникель» и «Россети» изучали возможность присоединить Таймырскую энергосистему к ЕНЭС, но не был решен вопрос финансирования. Проект будет реализован?

Андрей Муров

Председатель правления Федеральной сетевой компании
1993
Работал в Городской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга
1996
Заместитель генерального директора ОАО «Ай си эн Октябрь»
2005
Директор ФГУП «Аэропорт Пулково», с 2007 г. - гендиректор ОАО «Аэропорт Пулково»
2012
Совмещал должности исполнительного директора «Холдинга МРСК» и первого зампреда правления Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК)
2013
Назначен председателем правления ФСК

«Только не нужно думать, что ФСК опять хочет повысить платежи»

«Сейчас наши прямые потребители платят за всю заявленную мощность (выплаты за 2013 г. - 152,7 млрд руб. - «Ведомости»), но с начала 2015 г. они должны будут платить только за фактически потребляемую, т. е. их платежи снизятся. Предполагалось, что к этому времени Минэнерго, потребители и сетевые компании выработают схему оплаты резерва мощности, которую потребители не используют, а держат про запас. Но схема резерва так и не согласована, так что мы просим Минэнерго сдвинуть срок перехода потребителей на оплату фактической мощности на год, а лучше до того момента, когда не появится четкая схема по оплате резерва. Только не нужно думать, что ФСК, вводя оплату резерва мощности, хочет опять повысить платежи, а бедные потребители уже не знают, куда им от нас деться. Пока предложенная Минэнерго схема предполагает, что наши выпадающие доходы будут все равно больше, чем компенсация за неиспользуемый резерв. К тому же сейчас потребители не несут никакой ответственности за то, что подают заявку на одну мощность, а потом по факту используют меньше. А нам приходится выполнять их заявки на техприсоединение и строить новые, ненужные подстанции. Мне кажется, нужно постепенно эту работу начинать: вводить обязательство по оплате резерва в пилотных регионах, может быть, ими могли бы стать Москва и Санкт-Петербург».

«Смешно говорить, что родители не помогают своим детям»

Отец. Отец Андрея Мурова - Евгений - сделал карьеру в органах безопасности: он много лет возглавляет Федеральную службу охраны (ФСО). Андрей Муров рассказывает, что никогда не думал пойти по стопам отца: «У меня половина семьи - военные, но не из органов, а из военно-морского флота, так что в детстве я хотел стать военным моряком. Деду сейчас 92 года, он закончил войну гвардейским капитаном, а после войны пошел во флот. И мне, конечно, нравилась морская атрибутика - красивая форма, кортики. Но, повзрослев, я все-таки выбрал профессию второй половины семьи - юридическую». На вопрос, помогал ли ему отец в карьере, например, связями, Андрей говорит: «За время работы я узнал сотни людей, и мой круг общения составляли не только представители Санкт-Петербурга. Хотя, конечно, смешно говорить, что родители не помогают своим детям».

ФСК

Владеет магистральными сетями России. Акционеры: «Россети» - 80,13%, остальное - в свободном обращении. Капитализация на московской бирже - 64,97 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 6 месяцев 2014 г.): Выручка - 85,4 млрд руб., Прибыль - 18,6 млрд руб. Создана в 2002 г. Уставный капитал - 633,6 млрд руб.

В прошлом году правительство заморозило тарифы для естественных монополий и объявило курс на оптимизацию расходов ФСК, которая владеет магистральными сетями в России, «Газпрома», РЖД и других инфраструктурных компаний. У монополий есть «довольно большие сусеки, по которым можно скрести», заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. ФСК ответила: решила сократить удельные операционные затраты на 25%, а капитальные - на 30% к 2017 г. - больше, чем требовало от компании правительство. «Мы работаем не только по директиве: просто понимаем, что, если не повышать эффективность, будет хуже», - уверяет председатель правления ФСК Андрей Муров. И компании есть к чему стремиться. В следующие пять лет 50-70% ее инвестиций - 300-400 млрд руб. - могут оказаться неэффективными, подсчитал летом экспертный совет при правительстве. Если ФСК не изменит подход к планированию инвестпрограммы, в следующие 15 лет промышленным потребителям придется заплатить примерно 10 трлн руб. за обновление сетей, а это прибавит 50% к конечной цене на электроэнергию, заключили эксперты. Муров парирует: ФСК уже оптимизировала инвестпрограмму по предложению совета как минимум на 47 млрд руб. и будет менять подходы в будущем. ФСК - дочерняя компания «Россетей», но фактически действует самостоятельно, рассказывают федеральные чиновники. Правда, прошлой осенью ее существование внезапно оказалось под вопросом: «Россети» предложили перевести все «дочки» на единую акцию, переключив на себя операционное управление. Отношения с гендиректором «Россетей» Олегом Бударгиным конструктивные, невозмутим Муров. А менять правила игры должно правительство, в планах ФСК - только выполнять поручения, заявляет он.

- Вы очень долго работали в «Пулково», а потом вдруг перешли в энергетику. Почему?

- Да, я проработал там восемь лет, сначала первым замом, потом - гендиректором аэропорта. Это был очень интересный этап жизни, было много задора и желания работать. Но когда засиживаешься на одном месте больше пяти лет, то уже, наверное, не так воспринимаешь определенные вещи. К 2012 г. мы с командой проделали в «Пулково» большую работу: совместно с городом организовали и провели конкурс для строительства фактически нового аэропорта. Я считал свою работу выполненной, и вполне неплохо. Перейти на другую должность, как это всегда бывает, помог определенный уровень связей, знакомств, которые появились за время деятельности в «Пулково». И, конечно, не последнюю роль сыграло предложение перейти в энергетику со стороны министра энергетики (Сергей Шматко. - «Ведомости»). Работа [в ФСК] очень интересная, ФСК - однозначно лидер электросетевого комплекса и сильнейшая «дочка» «Россетей». На нашем уровне можно решать самые высокие государственные задачи.

На распутье

- В 2014 г. правительство отказалось индексировать тарифы и ограничило их рост на трехлетний период, так что ФСК почти целый год занималась сокращением пятилетней инвестпрограммы. Минэнерго утвердило программу в 563 млрд руб. Учитывая спад в экономике, есть вероятность, что вы и дальше будете корректировать инвестпрограмму - например, меньше строить новых сетей, раз спрос не растет?

- В 2014 г. энергопотребление не показало значимого роста. Прогнозный показатель был до 0,7%, по факту - в районе 0,5%. К сожалению, думаю, это не предел. Есть поручения правительства - мы готовим варианты сокращения инвестпрограммы. По нашим оценкам, снижение может составить около трети. Проводится оценка последствий такого снижения - с учетом сроков по техприсоединению потребителей и генерации, реализации макропроектов. Инвестпрограмма - это отражение спроса со стороны экономики. Изменяется тренд - мы адаптируемся.

- Взамен урезанных тарифных доходов вы планировали получить два новых крупных источника финансирования, целесообразность которых вызывала разногласия в отрасли и министерствах. Это введение платы за техприсоединения энергоблоков и введение оплаты резерва мощности, который потребители не используют, а просто держат про запас. В каком объеме вам удалось согласовать эти два источника?

- В большей степени мы продвинулись в отношении введения платы за техприсоединение энергоблоков. В течение пяти лет мы рассчитываем получить 83 млрд руб. выручки, из них 65 млрд руб. - от АЭС и ГЭС, это уже заложено в инвестпрограмму. Для коллег вопрос был достаточно болезненным с финансовой точки зрения («Русгидро» и «Росэнергоатом» заявляли, что не собираются платить за техприсоединение новых энергоблоков, так как расходы на это не заложены в их инвестпрограммах. - «Ведомости»). Сейчас мы с Минэнерго обсуждаем синхронизацию инвестпрограмм и условия оплаты для генерации, в том числе возможность рассрочки для особенно крупных проектов.

- А сколько промышленности придется платить за резерв мощности уже понятно?

- Пока нет. Есть предложения Минэнерго, но не могу сказать, что нас они полностью устраивают. Дискуссия по схеме продолжается.

- Эксперты «открытого правительства» пришли к выводу, что вы в принципе неверно формируете свою инвестпрограмму: занимаетесь реновацией всех объектов, у которых вышел нормативный срок использования, но которые еще вполне могут работать. А потребители вынуждены оплачивать ненужные инвестиции. Вы согласны с таким выводом?

- Отчасти. Говорить на черное белое я, конечно, не буду. Эксперты проанализировали нашу инвестпрограмму и предложили перейти на несколько революционный подход, который в регламентах у нас не прописан. В основе должен лежать так называемый cost-benefit анализ, предполагающий приоритет экономической составляющей. Если грубо, эксперты говорят: «Работает оборудование - ну и хорошо, и не надо его ремонтировать». Но давайте честно: у нас в нормативных документах есть прямое указание, когда и что нужно ремонтировать. А эксперты за свою рекомендацию в конечном итоге несут только моральную ответственность.

- Они предложили отбирать проекты для реновации и ремонта по двум критериям: вероятность отключения и последствия для потребителей. То есть нужно ремонтировать объекты, которые работают хуже всех и отключение которых приведет к самым серьезным последствиям. Вы согласны?

- Я согласен, что нужно идти в эту сторону, и мы уже начали эту работу. Но переход должен быть постепенным, и этот подход не должен стать абсолютным правилом. Мы снизили в инвестпрограмме расходы на реновацию и на ремонт - почти на 30%, или более чем на 47 млрд руб. по сравнению с первоначальным, январским вариантом программы. В основном сосредоточились на завершении текущих ремонтов и реновации объектов, которые нельзя бросить: все равно придется нести расходы на консервацию, охрану этого объекта и т. д. Какие-то объекты перенесли вправо. Я абсолютно согласен, что нужно использовать принцип приоритетов. Условно говоря, если авария на линии приведет к отключению половины города, эту линию нужно ремонтировать в первую очередь.

- Но в будущем такой подход останется доброй волей ФСК или вы будете инициировать изменения в регламенты?

- Будем вносить изменения. Мы хотим закрепить два главных критерия: минимальные последствия по отключению потребителей и по отключению межсистемных линий.

Цепной эффект

- Как кризис в стране может отразиться на деятельности ФСК и какими будут последствия для отрасли?

- Прямое следствие для отрасли - снижение объемов потребления, в нашем случае - услуг по передаче электроэнергии. Другой аспект - волатильность на валютных рынках ввиду достаточно высокой доли у нас импортного оборудования, более 50%. Вместе с тем у компании сегодня сбалансированный кредитный портфель и нет валютных займов. В этом смысле последствий для ФСК не будет. Мы рассматривали возможность привлечения финансирования с рынка в 2015 г., но речь изначально шла о незначительных объемах. Сейчас будем действовать по ситуации, по таким высоким ставкам, как сейчас, привлечения не будем осуществлять - будем сокращать расходы, откладывать проекты. Третий серьезный риск - рост неплатежей со стороны других участников рынка. Он создает цепной эффект, когда из-за неплатежа одного звена дефицит средств начинают испытывать все остальные. Это вопрос финансовой устойчивости участников рынка: мы понимаем, что в магистральных сетях она выше, у кого-то еще - ниже. Вопрос сейчас активно обсуждается с правительством с целью выравнивания ситуации. Мы по-прежнему исходим из того, что в 2015 г. будет оформлено решение правительства по БАМу и Транссибу, рассчитываем согласовать перечень проектов по нашей второй заявке (проекты по техприсоединению предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока. - «Ведомости»).

- На 2015 г. у вас цены с поставщиками зафиксированы?

- Нет, пока мы зафиксировали с иностранными производителями и нашими подрядчиками цены до I квартала 2015 г. включительно, а дальше будем продолжать переговоры. ФСК централизованно закупает только малую часть оборудования, основные риски несут подрядчики, а с ними у нас договоры фиксированные. Проблемы подрядчиков в конце концов могут отразиться на сроках и качестве работ. Обсуждаем сейчас с ними, как будем действовать. Единого рецепта пока нет.

- Есть у вас антикризисный план?

- Антикризисный план был утвержден правлением осенью 2014 г. с предложением программы действий для разных сценариев развития ситуации. Но будем, конечно, актуализировать с учетом общих тенденций в экономике. Есть понятные рецепты - сокращение расходов, особенно тех, которые предполагались за счет заемных средств, - это снижение инвестпрограммы на 25-30%. Наши долгосрочные планы - отражение потребностей экономики. Зачем строить объекты на фоне изменяющихся макроэкономических условий, если в ближайшее время они не будут востребованы? Также среди мер дальнейшее повышение операционной эффективности, законодательные инициативы. Прежде всего необходимо увеличивать неустойку за несвоевременную оплату услуг. Получение господдержки - бюджетных денег, льготного кредитования.

Без китайцев

- Чиновники говорят, что ФСК просит 100 млрд руб. из пенсионных средств для финансирования инвестпрограммы. Какова вероятность получения этих средств?

- Мы прорабатываем различные варианты привлечения финансирования по приемлемым для нас ставкам. Это не сиюминутные желания - мы формируем финансовые планы под инвестиционные потребности на пятилетку. Поэтому, если не получим пенсионных денег, будем рассматривать другие источники, оптимизировать инвестпрограмму, подстраиваться под экономическую конъюнктуру.

- После охлаждения отношений с Западом компании начали активно сотрудничать с китайскими партнерами.

- Каких-то новых серьезных проектов в настоящее время нет. Мы работаем с китайскими производителями оборудования, но эта работа началась довольно давно. Недавно ввели третью межгосударственную линию 500 кВ, по которой поставляем электроэнергию в Китай, но сегодня я не вижу необходимости в дальнейшем строительстве.

- Вы можете получить софинансирование из ФНБ для проектов по техприсоединению крупных потребителей. Как сообщалось, такие проекты могут стоить больше 40 млрд руб. Понятен уже окончательный список и стоимость?

- Нет. Мы направили несколько проектов в Минэкономразвития, но они рассматриваются.

- Что это за проекты?

- Что-то было, что-то добавилось. Это проекты по техприсоединению предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока. Один из вариантов - ВНХК «Роснефти», другие пока называть не хочу.

- Насколько вы рискуете, вкладывая почти 34 млрд руб. в так называемый проект БРЭЛЛ - строительство сетей для усиления надежности между энергосистемами Центра и Северо-Запада на случай выхода прибалтийских стран из режима синхронной работы с Россией? Прибалтийские страны, конечно, могут выйти из энергокольца, но могут и не выйти.

- Выход прибалтийских стран не единственная причина строительства новых сетей между двумя энергосистемами Центра и Северо-Запада. Новые объекты нужны для повышения надежности - и, по мнению «Системного оператора» и Минэнерго, строить их нужно было даже некоторое время назад.

- А в чем проблема с сетями между этими энергосистемами?

- Очень просто: любое оборудование стареет. Завтра, конечно, ничего критичного не случится, но в долгосрочной перспективе нужно повышать надежность. Все-таки мы говорим о крупнейших центрах развития экономики: Северо-Западе и Центре.

- Мы считаем, проект неэффективен. Там нужно построить две линии 220 кВ длиной порядка 400 км. Проект дорогой - около 16 млрд руб., и срок окупаемости у него 35 лет.

- Что происходит с проектом по строительству энергомоста в Крым? У вас есть проблемы с поставками иностранного оборудования?

- В законе о бюджете на 2015-2017 гг. распорядителем средств соответствующей ФЦП указана не ФСК, а Минэнерго. Соответственно, все вопросы, в том числе процедурные, оно и должно решать.

- Первоначально предполагалось, что организовывать строительство будет ФСК. В результате вы предложили передать все на уровень Минэнерго? Или вы не видите рисков по строительству сетей в Крым?

- Предложение не наше, комментировать это я не могу.

Споры о будущем

- Недавно «Россети» предложили консолидировать все «дочки», включая ФСК, перейти на единую акцию и на единый тариф.

- Формально правительство в начале 2013 г. утвердило стратегию развития электросетевого комплекса России. По ней «Россети» - холдинговая компания, управляющая операционными «дочками». И я, как менеджер, считаю, что вопрос, как должен работать и развиваться сетевой комплекс, закрыт.

- А если по факту? «Россети» говорят, что консолидация приведет к экономии в несколько десятков миллиардов рублей.

- По факту предложение «Россетей» не было поддержано ни одним из министерств, в том числе профильным Минэнерго, а также Минэкономразвития, которое теоретически могло бы оценить экономический эффект от таких преобразований. Но конкретных расчетов, к каким последствиям приведут предложенные изменения, представлено не было.

- Сейчас реформа, как говорят сами энергетики, на паузе, строгие когда-то правила уже не строгие, и звучит много предложений по изменению законодательства. Вы, например, хотели бы что-то поменять в сетевом комплексе? Может быть, сделать ФСК отдельной компанией, которая подчиняется напрямую государству, а не «Россетям»?

- Каждый должен заниматься своим делом. Сегодня структура отрасли и задачи ФСК понятны. Вместо рассуждений о том, что бы еще поменять, мы выполняем задачи, которые перед нами ставились: переход на RAB сделан, привлечено 300 млрд руб. инвестиций, мы поддерживаем надежность - в среднем в год у нас минус 10% по технологическим нарушениям. У нас очень конструктивный, рабочий диалог с «Россетями». Мы под их руководством работаем уже год, на производственном уровне взаимодействие отличное, а это для нас самое важное.

- И с Олегом Бударгиным у вас хорошие отношения? Вам приписывали борьбу за кресло главы «Россетей», кроме того, стили управления у вас разные: Бударгин все время хочет какие-то новые функции «Россетям» передать, а у вас, кажется, более спокойная манера работы.

- Может быть, стили управления и отличаются, но не слишком. Отношения у нас с Олегом Михайловичем абсолютно рабочие и конструктивные, и этот год - тому подтверждение.

- Еще одно предложение «Россетей» - лишить ФСК права вести прямые расчеты с потребителями. И Минэнерго его отчасти поддерживало в том плане, что потребители, которые должны присоединяться к распределительным сетям, уходят к ФСК, лишая МРСК выручки. Какое-то решение по этому вопросу уже принято?

- Я не слышал, чтобы Минэнерго это предложение полностью поддерживало, скорее это была просто дискуссия. Здесь все очень просто: в 2013 г. в большинстве регионов законодательно запретили «последнюю милю». Такой запрет прямо предполагает, что крупные потребители будут напрямую подключаться к ФСК и платить по нашему тарифу. Ну и, кроме того, мы, конечно, против предложений, которые улучшают финансовое положение МРСК за счет ФСК.

Принять вызов

- Вы не думаете, что пора уже отменить RAB-регулирование, позволяющее гарантировать доходность на инвестированный капитал? Тарифы все равно по факту индексируются.

- Формально, наверное, вы правы. Но я бы хотел, чтобы правила в энергетике менялись как можно реже. Жизнь есть жизнь: сегодня низкий период - и государству действительно приходится ограничивать тарифы. Но мы его в любом случае переживем и придем к лучшему, будет новая полоса. Так что мы за то, что пусть и в таком виде, но RAB должен существовать.

- Что вы думаете о приватизации МРСК? Когда вы возглавляли этот холдинг, эта работа, кажется, велась активнее, теперь она постоянно откладывается.

- Планы по приватизации МРСК у правительства остались, хотя эта тема не то чтобы каждый день обсуждается. Но сегодня нет конъюнктуры, по максимальной цене продать не удастся. Может быть, можно отдать несколько МРСК в управление. Если бы был конкурс, ФСК приняла бы в нем участие.

- А такая возможность обсуждалась с Минэнерго и «Россетями»?

- Это, конечно, гипотезы. Но, думаю, мы смогли бы принять такой вызов.

- А в приватизации - нет?

- Нет. По закону мы владеем и управляем магистральными сетями. Но управлением мы можем заняться, так как у ФСК большой опыт: в 2012 г. компания управляла всеми МРСК.

- Не хотите вернуться к той практике?

- Этот вопрос должно решать правительство.

- Вам не кажется, что откладывать приватизацию МРСК, ожидая улучшения конъюнктуры в энергетике, не стоит - она ведь все равно только ухудшается с каждым годом?

- Да, наверное, в любой ситуации можно сказать: «Извините, сегодня не день конъюнктуры». Приватизация МРСК не в последнюю очередь политический вопрос. Свою позицию должно четко выразить Минэнерго, а окончательное решение в любом случае остается за правительством.