«О'кей» подвело эмбарго

Спад в экономике и продовольственное эмбарго сильно повлияли на бизнес группы «О'кей»: выручка ритейлера в IV квартале 2014 г. упала, несмотря на инфляцию
В 2014 г. покупатели стали реже посещать гипермаркеты «О'кей»/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Рост продаж сети гипермаркетов «О'кей» за 2014 г. составил 8,9%, сообщила компания. Ритейлер впервые не раскрыл абсолютных цифр по выручке, но исходя из опубликованной динамики и данных за 2013 г. выручка сети за год составила 151,9 млрд руб. В октябре 2014 г. «О'кей» снизила прогноз по росту годовой выручки до 7-9%, прежде компания ожидала роста на 12-16%.

«По «О'кей» особенно тяжело ударило замедление в экономике и введение санкций в отношении продовольственных продуктов из ряда стран», - приводятся в сообщении объяснения исполнительного директора группы Тони Майера.

В IV квартале 2014 г. рост выручки сети гипермаркетов замедлился до 5,1%, а выручка в сопоставимых магазинах упала на 5,1% из-за сокращения трафика на 6,2% при незначительном росте среднего чека (+1,2%), несмотря на разгон потребительской инфляции в конце года. Она, по подсчетам аналитика «Открытия» Михаила Терентьева, ускорилась с 10,5% в III квартале 2014 г. до 13,2% в IV квартале.

За год выручка в сопоставимых магазинах сети снизилась на 0,2% также из-за уменьшения покупательского потока на 4,2%. Падение трафика, скорее всего, стало результатом вялых промоакций и усиления конкуренции; например, «Лента» была более промоактивна, пишет аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина в своем отчете. Терентьев связывает снижение трафика и сокращение среднего чека с миграцией потребителей из гипермаркетов в небольшие магазины из-за ослабления экономики. Также на «О'кей» в большей степени, чем на других ритейлеров, повлияло продуктовое эмбарго, указывает аналитик. По словам Терентьева, замедление роста среднего чека, несмотря на рост инфляции, произошло из-за сокращения позиций в чеке.

Гипермаркеты других крупных российских ритейлеров, которые уже отчитались о продажах в 2014 г., напротив, показали уверенный рост (подробнее см. таблицу). В начале декабря 2014 г. Fitch Ratings понизило прогноз по рейтингам российского продуктового ритейлера «О'кей» с «позитивного» на «стабильный», сообщало агентство. Долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валютах оставлены на уровне B+. Пересмотр связан с «более слабыми, чем ожидалось, показателями кредитоспособности на следующие три года», слабым потребительским спросом и рисками из-за готовящегося к запуску нового формата магазинов, поясняли аналитики Fitch.

Ухудшается и глубина продаж «О'кей», пишет Терентьев из «Открытия»: в IV квартале продажи с квадратного метра сократились на 7% по сравнению с 6,6% в III квартале. Также компания осторожно смотрит на дальнейшее развитие, цитирует аналитик гендиректора сети, слова которого приведены в сообщении: «Компания намерена продолжать расширение, но на устойчивом для компании уровне, который не требует новых займов по текущим ставкам». То есть «О'кей» планирует открытие новых магазинов за счет операционных денежных потоков, а значит, развитие будет проходить медленнее, чем планировалось, указывает Терентьев.

«Мы думаем, что [динамика] выручки «О'кей» могла достигнуть самых низких показателей, а усилия менеджмента начнут приносить плоды в следующем году», - резюмирует аналитик.