Суть дела: Когда госрегулирование страшнее внешних санкций

Алексей Репик, президент «Деловой России»

За три года мы вместе прошли 3/5 пути из необходимых 100 шагов к двадцатке лучших стран по условиям ведения бизнеса [в рейтинге Doing Business]. Причем в 2014 г. 30 позиций преодолели одним скачком (с 92-го места в Doing Business - 2014 на 62-е в Doing Business - 2015. - «Ведомости»). Что же нужно и можно сделать, чтобы эта динамика сохранилась?

«Деловая Россия»

Общественная организация. Учредители (данные ЕГРЮЛ): Андрей Коркунов, Сергей Турта, Михаил Винчель, Маргарита Баржанова, Наталья Касперская, Борис Зверев, Владимир Головнёв, Евгений Юрьев, Игорь Лисиненко, Игорь Потапенко, Александр Захаров, Валерий Фадеев. Создана в 2001 г., объединяет предпринимателей в основном перерабатывающего сектора экономики из 77 субъектов РФ, 30 комитетов и 79 отраслевых отделений. В числе задач - взаимодействие с органами государственной власти, подготовка аналитических докладов, экспертных заключений, проектов текстов законодательных актов с целью создания условий для экономического роста, развития предпринимательства.

С точки зрения «Деловой России», это целый комплекс задач. В первую очередь это повышение производительности труда как минимум до уровня глобальных конкурентов. Затем - диверсификация экономики благодаря созданию новых предприятий перерабатывающего сектора и развитию несырьевых производств.

Для достижения этих целей необходима совместная работа государства и бизнеса как в части улучшения инвестиционного климата, так и в обеспечении новых предприятий финансовыми, кадровыми и технологическими ресурсами. Основной рычаг, который у государства и у бизнеса сейчас есть, - это рычаг внутреннего рынка, работа над созданием спроса на продукцию российских компаний здесь, у нас, и уже как следствие успехов - поддержка выхода этих компаний на рынки третьих стран.

По первому направлению, касающемуся улучшения условий ведения бизнеса, работа идет в первую очередь на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ), в рамках Национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (НПИ). Причем для меня как предпринимателя успех НПИ в первую очередь связан с тем, что заказчиком изменений являлся бизнес. Предприниматели сами активно участвовали в этой работе, но не в одиночку, а с профессиональной командой АСИ. Следующий год для НПИ будет критически важным, потому что в 2015 г. окончательно доформируется и будет принята нормативная база, описанная в дорожных картах. Региональные инвестиционные стандарты будут приняты во всех субъектах России, и вопрос неминуемо перейдет в плоскость правоприменения.

Мы уже много говорили о рейтинге инвестклимата в субъектах РФ. Для нас важно выявить как лучшие практики регулирования и поддержки предпринимательской деятельности, так и практики, далекие от запросов бизнеса. Следующим шагом должно быть повсеместное распространение первых и последовательное искоренение вторых. Причем работу следует вести не только на региональном, но и на муниципальном уровне.

Но если работа АСИ в значительной мере соответствует ожиданиям бизнеса, то есть и более болезненные вопросы, без решения которых двигаться дальше в сторону улучшения инвестклимата, на мой взгляд, невозможно.

Первая проблема, которая тревожит представителей бизнеса сегодня, - непредсказуемая система налогообложения. Этот вопрос крайне важен для всех инвесторов. У нас есть статистика снижения инвестиций в российскую экономику в 2014 г. И я задаю себе вопрос: что больше влияет на отрицательные темпы инвестиций? Внешние санкции, которые, кстати, для многих отраслей являются окном возможностей, или собственные, не всегда продуманные, не согласованные с бизнесом инициативы?

Чтобы стабилизировать ситуацию и вернуть доверие инвесторов, нужно на государственном уровне всерьез думать о долгосрочных мораториях на ухудшение условий, нужно гарантировать бизнесу постоянные правила игры. Новым предприятиям, как и вновь создаваемым малым предприятиям, необходимо давать налоговые каникулы. Президент подписал соответствующее поручение в мае. Ожидание выполнения этого поручения заставляет бизнес откладывать решения о запуске новых проектов. (Кстати, в качестве пилота для отработки систем налоговых льгот и упрощенного регулирования можно рассматривать территории опережающего развития. Причем сейчас они сформированы по территориальному принципу, но, если положительный опыт будет доказан, его нужно масштабировать по отраслевому принципу, предоставляя льготные условия для предприятий перспективных несырьевых отраслей.)

Вторая наиболее чувствительная для бизнеса сфера госрегулирования - контрольно-надзорная деятельность. Существующая система проверок сложная, избыточная и нуждается в обновлении и регламентации. Особенно это касается внеплановых проверок. Мы считаем, что проблему частично решает введение единого реестра проверок с обязательным внесением каждой контрольно-надзорной инициативы в отношении предприятия до начала проверки. Я вообще считаю, что нужно установить лимит на количество плановых проверок - скажем, не больше 2-3 раз в год (может быть, кроме предприятий с повышенным уровнем опасности).

Наряду с необходимостью улучшать условия ведения бизнеса создание новых предприятий и повышение производительности труда нереализуемы без доступа предпринимателей к финансовым ресурсам. Из-за наложенных ограничений возможность получить длинные дешевые деньги в западных банках существенно ограничена. Причем пострадали не столько компании, подпавшие под санкции напрямую (их проблемы государство решает в особом порядке), сколько частный бизнес, для которого у банков не осталось доступных кредитных ресурсов. На новые и модернизированные предприятия пришелся двойной удар. С одной стороны, для них возросла стоимость заемных средств. С другой - девальвация рубля повысила стоимость закупаемого оборудования. Здесь импортозависимость - тот вопрос, решать который придется еще долго. Поэтому мне кажется, что пора запустить объявленные механизмы. Это и проектное финансирование, и фонд поддержки промышленности. И мы искренне надеемся на положительный для российской промышленности эффект от деофшоризации. Важно, чтобы она проводилась с обязательной амнистией капитала и действующей системой стимулов для вложения этих средств в строительство новых предприятий и модернизацию производств. Предприниматель, возвращающий деньги из офшора, должен быть уверен в своей безопасности. Тогда вместо очевидной для многих стратегии - перепрятать подальше - есть шанс привлечь эти деньги в качестве инвестиций. Причем если инвестировать будет выгоднее, чем держать средства в банковской ячейке, это отразится на темпах роста российской экономики.

Сегодня уже говорили про стимулирование регионов с точки зрения инвестиций в промышленную инфраструктуру и технопарки. Я считаю, что если заработают недавно принятые постановления правительства России и мы сможем гарантировать возвращение в региональный бюджет существенной части федеральных налогов от технопарков, то готовность местной власти и местных парламентариев принимать и поддерживать эти инициативы возрастет.

Это позволит бизнесу не только сократить потребность в стартовом капитале, но и реализовывать инвестиционный проект намного быстрее. Если бы вы знали, сколько хороших проектов умерло или надолго заснуло в ожидании разрешения на строительство или выделения земельного участка, вы бы, наверное, ужаснулись. У нас в «Деловой России» эта статистика крайне неблагоприятная.

Один из немногих хорошо созданных и действующих инструментов по поддержке некрупных проектов - помощь Агентства кредитных гарантий. Нужно пользоваться этой возможностью, единственное - это необходимо делать в связке с финансовыми институтами.

Далее. Если мы говорим об улучшении инвестклимата, то политика подготовки кадров не может не быть в приоритете. Причем системный вопрос можно решать с помощью программ дуального образования, создания профстандартов, которые позволят так же системно подойти к вопросу подготовки кадров. Я считаю, что здесь не нужно изобретать велосипед - существуют стандарты WorldSkills, и при формировании программ обучения мы можем ориентироваться на них, если такие вещи, как повышение конкурентоспособности, как улучшение соотношения производительности труда и его стоимости, для нас не просто слова.

Упомяну еще один принципиальный вызов. Новые конкурентоспособные предприятия не возникнут без появления в арсенале российских предпринимателей новых конкурентоспособных продуктов. Здесь есть два подхода к решению. Первый - стимулирование развития собственных технологий. (Сейчас в АСИ формируется команда по поиску и проектированию новых продуктов и новых отраслей.) Второй - трансфер технологий. (Для нас принципиально важны перенос технологий и ноу-хау в Россию и формирование здесь профессиональных компетенций и команд, основанных на лучших мировых практиках.)

И последнее. Инвестиции в российскую промышленность сохраняют привлекательность для инвесторов в первую очередь благодаря масштабу внутреннего рынка. Необходимо создать российским компаниям больше благоприятных условий для доступа на этот рынок. Разумеется, сохраняя конкуренцию. Важно, чтобы крупные компании с госучастием, работающие по ФЗ-223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г.- «Ведомости»), ориентировали свои программы развития на продукцию и базу, создаваемую отечественными товаропроизводителями, в том числе малыми и средними компаниями. Сейчас стартует масса масштабных инфраструктурных проектов. Здесь тоже необходимо стимулировать использование материалов и технологий российских производителей.

Если все это получится и сюда добавится система кредитно-страховой поддержки экспорта, то создание новых предприятий станет уже не мечтой, а мотивированной экономической реальностью.