Муниципалитеты: Можно выбирать из 30 образцовых муниципальных практик

Светлана Чупшева, корпоративный директор АСИ

По первому блоку (а он схож с региональным инвестиционным стандартом) нам действительно удалось найти интересные кейсы, интересные решения, которые успешно реализовали муниципалитеты. Это связано с институциональной средой. По второму блоку, по взаимодействию с институтами развития могу сказать, что таких практик, наверное, почти нет. Потому что Российская венчурная компания, «Сколково», Внешэкономбанк и Сбербанк (я в этом контексте его отнесу тоже к институту развития) в лучшем случае спускаются на уровень субъекта, на региональный уровень. И то не все. Отрадно, что коллеги хотят все-таки пойти на уровень для начала крупных муниципалитетов и хотя бы через региональные органы власти, чтобы выстроить взаимодействие более эффективно. Потому что предприниматели в муниципальных образованиях не всегда знают о мерах поддержки, которые реализуют институты развития, и на каких условиях они могут обратиться к ним за той или иной поддержкой.

Проект «Атлас муниципальных практик» - насущный, актуальный.

Не скажу, что провели глубокий анализ. Смотрели на какие-то известные города, муниципалитеты, которые имеют узнаваемый бренд и показывают серьезную динамику по привлечению инвестиций. К сожалению, в атласе нам не удалось структурировать международную практику, которую можно применить к нашим муниципальным образованиям. Пока это получилось в виде некого упражнения.

Дальше на площадке АСИ мы собрали всех заинтересованных коллег, которые так или иначе занимаются этой [муниципальной] спецификой, имеют опыт, экспертные знания или сами являются носителями лучшей практики.

Это «Опора России» и «Деловая Россия», которые, безусловно, тоже занимаются этой работой. Это институты развития - Внешэкономбанк, Сбербанк, которым интересно с точки зрения разработки и представления продуктов предпринимателям выйти за границы федерального уровня и спуститься не только на субъектовый региональный уровень, но и ниже - на уровень муниципалитета. Это Министерство экономического развития как федеральный орган, который определяет региональную политику поддержки малого и среднего бизнеса в субъектах. Это носители лучших практик в лице глав муниципальных образований, которые по итогам 2013 г. показали положительную динамику и хорошие темпы роста по привлечению инвестиций и развитию предпринимательства.

У нас набралось 65 потенциальных лучших практик, представляющих 35 субъектов РФ. Как мы их структурировали? Нам интересно было посмотреть на лучшие практики с точки зрения создания институциональной среды в регионе, инфраструктуры, правил, законов по ведению бизнеса на территории. Это может быть инвестиционная стратегия либо какой-то другой документ, который отвечает четко, понимаем ли мы проблемы и преимущества муниципального образования, какие точки роста и перспективы мы видим с точки зрения развития территории, какие финансовые и нефинансовые меры поддержки готовы предоставлять.

Второй блок - это взаимодействие с институтами развития: какие у нас существуют лучшие муниципальные практики с точки зрения коммуникации и вообще реализации совместных продуктов с известными крупными банками, институтами развития.

Третий блок - работа по снижению административных барьеров: то, что связано с землеотведением, с лицензированием; то, что как раз находится в плоскости компетенции муниципального образования.

По этим трем блокам мы попытались структурировать наш сборник лучших муниципальных практик и вообще найти хорошие примеры, которые возможно тиражировать и применить во всех муниципальных образованиях.

Третий блок по работе по снижению административных барьеров также представлен в атласе. Здесь, безусловно, есть лучшие кейсы практик, которым мы можем поучиться и которые любой муниципалитет - независимо от его типа - может реализовать. Мы также пытались сделать градацию пути по муниципалитетам: столица региона, промышленный центр, сельское поселение, моногород. Но 30 практик, представленных в атласе, применимы для всех типов муниципальных образований, и в этом, наверное, их плюс. То есть любой муниципалитет может из этих 30 выбрать наиболее для него приоритетные, скомбинировать их, создать план: в первую очередь я внедряю вот эти практики, а вот эти для меня второстепенные, вторая очередь и т. д. Он может взять одну какую-то практику, например, а потом поэтапно реализовать остальные.

Эти 30 практик доказали свою эффективность: есть конкретные примеры, которые подтверждают, что за теми или иными мероприятиями либо проектами последовал эффект с точки зрения притока инвестиций и оживления предпринимательской деятельности. Однако этот перечень из 30 практик абсолютно не обязателен для внедрения. Потому что в РФ 24 000 муниципальных образований и мы не можем взять полностью под кальку проект регионального стандарта - как он внедряется в субъектах - и сделать его обязательным для всех муниципальных образований. Глава муниципалитета должен сам для себя определить, насколько он хочет вкладываться в развитие территории, насколько показать себя эффективным сити-менеджером. Мне кажется, это может быть для каждого такой внутренней мотивацией - оценка бизнес-сообществом, как, применяя те успешные практики, которые доказали свою эффективность, реализовать на своей территории конкретные кейсы, которые помогут привлечь новых инвесторов, а уже развитому бизнесу дадут возможность принять решение о масштабировании или новых инвестициях.