Суть дела: Новые рынки сбыта нужно создавать

Александр Калинин, президент «Опоры России»

Этот документ прямо предусмотрен ФЗ-223, но из-за разногласий он два раза вносился в правительство и два раза не был принят. Речь идет о закупках госкорпорациями на сумму 12 трлн руб. ежегодно. Сюда относятся и «Газпром», и «Роснефть», и «Россети», и «Русгидро». В принципе, это, наверное, почти половина российской экономики.

«Опора России»

Общественная организация малого и среднего предпринимательства. Имеет 83 региональных отделения, вместе с НП «Опора» объединяет около 450 000 предпринимателей.

Когда люди готовы инвестировать? Прежде всего когда перед ними открываются новые рынки сбыта. О новых рынках сбыта, наверное, сейчас нужно не только говорить - нужно их и создавать. Причем создаются они по-разному.

В 2000-е гг. у нас был растущий рынок сбыта. Соответственно, и малый бизнес тоже развивался на этой большой экономической волне. Сейчас мы находимся в стагнации. И чтобы активизировать рынки сбыта, нужно уже не надеяться на большую экономическую волну, а создавать рынки заново, где-то даже осуществить некоторое их перераспределение в пользу национальных игроков.

Вы знаете, что на форуме Общероссийского народного фронта мы выступили с инициативой, чтобы в рамках ФЗ-223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - «Ведомости») было принято постановление правительства РФ, которое обеспечивало бы долю предприятий малого и среднего бизнеса в закупках госкорпораций и естественных монополий.

И если прописать процедуры, по которым малый и средний бизнес сможет получать квоты при закупках госкорпораций, а также указать сроки, в которые они обязаны рассчитаться после осуществления поставок субъектами малого и среднего бизнеса, то за счет такого перераспределения рынка малый и средний бизнес мог бы гарантированно получать заказов на сумму порядка 2 трлн руб. Причем это рынок не только для малого и среднего бизнеса. Это рынок и для факторинговых компаний, это рынок для банков, которые, имея дело с госконтрактами, будут кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса по другим ставкам.

Таким образом можно создать гарантированный рынок - как для крупного, так и для малого бизнеса.

Я бы хотел затронуть еще один вопрос - об источниках инвестирования, в частности заемных средствах. Запад нам достаточно жестко отказал в длинных заемных деньгах. А те инструменты, которые сегодня предлагают ЦБ и крупные российские банки, достаточно дороги. Поэтому мы считаем, что принципиально важно не увеличивать фискальную нагрузку на бизнес, потому что таким образом изымаются деньги, которые компании могли бы вложить в развитие бизнеса.

Еще один источник - это инвестиции госкомпаний. Мне кажется, что сейчас нужно переходить от жестко монетарных подходов к кейнсианским на ближайшие 2-3 года.

И, соответственно, инвестиции госкомпаний следует рассматривать как инвестирование в экономику в целом, так как они дадут мультипликативный эффект. Поэтому, если госкорпорации хотят сейчас получить больше денег на инфраструктурные проекты, мне кажется, им нужно их дать. Это послужит толчком для экономического роста страны.