Суть дела: Время волшебных палочек прошло

Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ

Прежде всего я хочу сказать про все эти рейтинги. Мы действительно растем во всех основных рейтингах, измеряющих деловую среду. Соответственно, 62-е место в Doing Business, 53-е место - это Всемирный экономический форум в Давосе и 43-е место - в рейтинге деловой среды Bloomberg. Все это, конечно, приятно, но совсем не главное.

Реплика модератора

Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково»: По поводу наших 10 позиций в Doing Business я позволю себе не согласиться со Станиславом. Все-таки для нас это важный индикатор, поскольку он позволяет сопоставлять Россию с другими странами. И это важный индикатор для инвесторов, которые пока не знают, что такое Россия. Это та одежка, по которой нас встречают. Обращу внимание, что из этих 10 рейтингов четыре сильно отличаются в худшую сторону, причем два из них имеют явно региональную природу, а два - явно федеральную. Напомню, что мы находимся на 156-м месте (это самое низкое место в рейтинге из всех 10 позиций) на получение разрешения на строительство. Но поскольку мы были почти в последней пятерке, то прогресс есть. С другой стороны, это говорит о том, что это довольно тяжелая сфера и быстрого улучшения мы здесь не получим. Вторая позиция, которая связана с действиями региональных властей, - подключение к системе электроснабжения. Здесь мы на 143-м месте. Конечно, отчасти это произошло за счет появления в рейтинге второго города (в 2014 г. Всемирный банк включил в расчеты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. - «Ведомости»), но тем не менее это совершенно неприемлемое для нас место. Тем более с учетом того, что действительно многие регионы уже сделали в этом направлении. И две федеральные позиции, в значительной степени определяющиеся федеральным законодательством и федеральным правоприменением. Во-первых, это международная торговля. Мы на 155-м месте - и это совсем не здорово, учитывая, что мы декларируем выход на международные рынки не только с традиционными углеводородами, металлами, удобрениями и другим сырьем. И защита инвесторов - 100-е место. Это прежде всего законодательно установленные институты корпоративного управления и - самое главное - практика правоприменения. Поэтому мы должны быть предельно «инструментальны», поскольку эти позиции действительно мешают нам жить и работать и реально тянут вниз общий рейтинг России. А он отнюдь не бессмыслен и для привлечения иностранных инвестиций, и для сохранения своих.

Главное, на мой взгляд, - мы не должны мириться с теми темпами экономического роста, которые сегодня имеем. Мы точно можем расти быстрее, но этого не сделать без качественного изменения инвестклимата. И оно: а) возможно; б) я уверен, произойдет. Чтобы это произошло, должны быть поставлены понятные цели перед коллегами, занимающимися госуправлением. На мой взгляд, таких целей могло бы быть две. Это темпы прироста частных инвестиций и рост доли занятых в малом бизнесе. Конкретные цифры, наверное, требуют обсуждения.

Я два года работал представителем президента в Калининградской области и могу сослаться на собственный опыт: поверьте, действительно очень многое зависит от того, какие цели реально ставятся перед управленческими командами и на федеральном, и на региональном уровне. Если они поставлены и дальше будет выстраиваться управленческая цепочка на местах, то сразу станет понятно, что, например, такая вещь, как рост налоговой нагрузки, в достижение этих целей не вписывается.

Теперь о том, что нужно делать дальше в рамках Национальной предпринимательской инициативы, чтобы улучшался деловой климат. Это три вещи. Первое - все мероприятия дорожных карт должны быть, безусловно, выполнены. Напомню: у нас по 11 дорожным картам порядка 790 мероприятий, из них 360 считаются выполненными. И вот многие критики говорят, что все эти мероприятия - так называемые малые дела, а где же, мол, какие-то большие решения в сфере инвестиционного климата?

Наверное, время таких волшебных палочек в экономике прошло. Нужна кропотливая ежедневная трудная работа, потому что инвестклимат - это как хорошее кино. Хороший фильм ценен тем, что в нем отточен каждый кадр. Так же и с инвестиционным климатом. Невозможно иметь либеральное законодательство и при этом неудобную процедуру заполнения налоговой декларации. Невозможно ставить какие-то цели, связанные с экономической свободой, и иметь такое количество часов при оформлении экспорта или импорта товаров, которое у нас есть сегодня. Каждая из этих деталей важна. Я уверен, что и здесь количество рано или поздно перерастет в качество.

Во-вторых, с учетом уже сделанного сейчас нужно усилить кропотливую управленческую работу. Приведу конкретный пример - подключение к сетям. На уровне министерств, на уровне законов приняты практически все необходимые решения. Сейчас основная работа - внутри самих российских сетей. Когда в Калининграде вместе с региональной властью мы и энергетики на эту проблему навалились всем миром, только за счет оптимизации управленческих процедур за год удалось увеличить количество подключений граждан (внимание!) в 2 раза, а количество подключений малого бизнеса - на 40%. И нам не потребовались никакие дополнительные нормативно-правовые акты или законы.

Третий пункт тоже очень важен. Нам нужно запустить настоящую конкуренцию между субъектами Российской Федерации по улучшению инвестклимата. В связи с этим мне кажется сейчас гораздо более важным для наших реальных задач национальный рейтинг, а не рейтинг Doing Business. Потому что в Doing Business получается, что это соревнование Москвы и Питера, а остальные субъекты Российской Федерации являются наблюдателями.