Эксперты: Большая общая задача

Святослав Липский, методист школы № 1353 ЗелАО

Конечно, в нашей школе, как и в других школах Москвы, внедряются такие общегородские сервисы, как безопасность, учет тех, кто питается в столовой, электронная карта учащегося, облачная бухгалтерия, облачные кадры. В прошлом учебном году мы принимали участие в проекте «Школа новых технологий» и вошли в число победителей. Мы действительно получили ряд полезных бонусов, таких как 100-мегабитный интернет; к нам в школу стали приходить представители IT-компаний, для наших учеников были организованы интересные уроки компаниями МТС, «Мегафон». Наши ученики ездят на экскурсии в те же самые IT-компании: мы были в «Мегафоне», в выставочном офисе компании Cisco в «Сколково». Скоро поедем в «Студию Артемия Лебедева», которая занимается веб-дизайном. Все это на самом деле расширяет кругозор не только учеников, но и работников школы. Это позволяет нам взглянуть на вопросы образования не только с нашей позиции, но и с точки зрения других субъектов, которые вовлечены в процесс.

Я скажу несколько слов об опыте работы с информационными технологиями в нашей школе. Этому у нас всегда уделялось повышенное внимание. Учителя ведут виртуальные курсы уже много лет. В школе есть сервер, на котором эти курсы расположены. Мы уже больше года не работаем с бумажным дневником и бумажным журналом. Педагоги всегда уделяют внимание курсам повышения квалификации по направлениям ИКТ, т. е. это пользуется их вниманием и спросом.

В проекте «Школа новых технологий» департамент образования и департамент информационных технологий Москвы пошли навстречу школам. А мы защитили проект, который состоит из трех частей. Первая часть - это виртуальный музей. У нас в школе уже много-много лет работает музей по военно-патриотической тематике, а школа носит имя генерала Алексеева, героя Великой Отечественной войны. Мы задумали перевести музей в виртуальный формат, что позволило увеличить количество посещений. Но проект интересен еще и тем, что работа строится в рамках проектной деятельности учащихся, т. е. сами ученики будут готовить контентное наполнение этого музея. Наша школа имеет статус школы с углубленным изучением английского языка, но всего мы изучаем пять иностранных языков: с 5-го класса дети могут выбрать немецкий, французский, японский или китайский. В рамках проектной деятельности по иностранным языкам - и мы к этому идем - можно создавать варианты виртуального музея на иностранных языках. Это тоже очень интересная работа.

Второй наш проект - лингафонные классы. Нам, как школе, которая работает с иностранными языками, это важно: позволяет разнообразить образовательный процесс, ход урока, повысить качество контроля учителя за выполнением задания и лучше подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации, потому что там предусмотрен такой элемент, как разговор с компьютером.

Еще один наш подпроект - это цифровая лаборатория по биологии. В школе традиционно силен биохимический профиль, поэтому мы оснащаем кабинеты биологии специальными датчиками, которые могут измерять показания окружающей среды, показания человеческой физиологии, датчики работают на улице и в помещении, все это удобно визуализируется на интерактивных досках и сохраняется в цифровом формате.

У нас в школе также идет работа по профориентации. К нам регулярно приходят, например, представители завода «Ангстрем», который работает у нас в Зеленограде, они делают презентации для учащихся старших классов. Мы ходим на экскурсии на предприятия, в колледжи. Можно много чего еще сделать в этом направлении, потому что форм взаимодействия масса.

К слову об интерактивных досках. Ими наша школа хорошо обеспечена. Но я хочу заметить, что сама по себе интерактивная доска - только первый шаг в большой задаче. Того, что она висит на стене, мало - надо, чтобы она использовалась, и к этому мы как раз должны мотивировать учащихся, педагогов и родителей. У нас был интересный опыт: 2 октября прошлого года мы проводили встречу для общественности Зеленограда, к нам приходили простые люди совершенно разного возраста, разных профессий, мы рассказывали о проекте «Школа новых технологий». Говорили о том, как мы в нем участвуем и что делаем. Получили много положительных отзывов, но заметно, что для людей, например, просто интерактивная доска и работа с ней - это что-то новое и удивительное. То есть для нас в школе это уже норма, они стоят в большей части кабинетов. А для людей с улицы удивительно. То есть очевидно, что ядро проблемы - повышение осведомленности и мотивации всех трех составляющих образовательного процесса: учителей, учеников и родителей. А это общая задача.